Rambler's Top100
Лениградская Правда
17 АВГУСТА 2018, ПЯТНИЦА
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
РЖД -- «не дойная корова»
18.07.2005
Владимир Якунин, сменивший Геннадия Фадеева на посту президента «Российских железных дорог» (РЖД), на прошедшем в пятницу селекторном совещании впервые обозначил свое представление о состоянии компании и перспективах ее развития. «Наша рентабельность минимальна. Износ основных средств близок к критическому. Нам требуются огромные инвестиционные ресурсы. А наши рыночные позиции имеют тенденции к ухудшению. Мы теряем рынки высокодоходных грузов», -- сообщил глава РЖД. В итоге РЖД недополучили за полгода 10,5 млрд руб. (почти 300 млн долл.) от запланированного советом директоров дохода. Ответственность за такое состояние дел г-н Якунин возложил на прежнее руководство РЖД -- по его словам, антикризисные меры были разработаны еще в феврале, но не приняты, что усугубило положение компании. Для сохранения прибыльности компании на минимальном уровне железнодорожники просят правительство дополнительно повысить в этом году тарифы на грузовые перевозки на 4%.

«Оптимистичные декларации о том, что у нас все замечательно и будущее наше безоблачно, были, похоже, либо отражением поговорки «Оптимист -- это плохо информированный пессимист», либо непониманием сути бизнеса в рыночных условиях, -- заявил г-н Якунин. -- Мы находимся в длительном процессе реформирования, и есть риск, что РЖД, вместо того чтобы к концу третьего этапа реформирования стать инфраструктурно-перевозочной компанией, занимающей 50% рынка перевозок, постепенно превратится в компанию, с одной стороны, предоставляющую капиталоемкие услуги инфраструктуры, а с другой -- осуществляющую низкорентабельные грузовые перевозки, без которых невозможно функционирование базовых отраслей российской экономики... И нас не должен вводить в заблуждение небольшой рост отдельных, как правило, количественных показателей работы. Тем более что система отчетности вызывает все больше сомнений в своей адекватности».

Результаты деятельности РЖД за первое полугодие, по его оценке, оказались чуть ли не самыми плохими за последние годы. По словам г-на Якунина, РЖД может недополучить как минимум 17 млрд руб. дохода. Полученный же доход от перевозок составил менее 47% от годового плана, что лишь на 9,6% больше, чем за тот же период прошлого года. Хотя с учетом проведенной индексации тарифов и планового роста объема должен был вырасти на 15%.

Компания, как говорит г-н Якунин, не может сама компенсировать потери доходов, возникающие из-за изменения структуры грузооборота (из-за более низких тарифов судоходных компаний грузоотправители в период навигации предпочитают использовать железную дорогу исключительно для доставки грузов к портам). Поэтому РЖД выступает с настойчивыми просьбами к государственным регулирующим органам увеличить тариф на грузоперевозки в текущем году на 4%. Впрочем, по его словам, вместе с предложенным комплексом мер по снижению издержек это позволит обеспечить лишь «минимальный уровень прибыльности компании в текущем году». Пока же, по прогнозам г-на Якунина, прибыль РЖД во втором полугодии может составить 223 млн долларов.

О том, что РЖД ведет с ФСТ переговоры о доиндексации тарифов на грузоперевозки в 2005 году, г-н Якунин говорил еще в конце мая (тогда он был первым вице-президентом РЖД). По его словам, тарифы РЖД в этом году должны быть индексированы на 8,5%, при том что уровень инфляции может достичь более 10%. Если этого не случится, РЖД, говорил он, получит около 22 млрд руб. убытков. Впрочем, руководству РЖД во главе с Геннадием Фадеевым тогда не удалось склонить правительство на свою сторону. На заседании правления компании в июне (при назначении г-на Якунина ее президентом) г-н Фрадков заявил, что правительство готово рассмотреть возможность доиндексации тарифов, однако выразил сомнение в качестве представленных РЖД обоснований. Вице-премьер Александр Жуков указал на то, что решение о дополнительной индексации идет вразрез с линией правительства на сдерживание инфляции и вызовет необходимость увеличения бюджета ведомств, которые пользуются услугами РЖД (Минобороны, МЧС, Минздрав и др.). Кроме того, утверждал вице-премьер, финплан развития РЖД на 2006--2008 годы не содержит программы оптимизации издержек и носит инерционный характер. Эту точку зрения поддержал и Минфин.

Изменилась ли сейчас позиция финансового ведомства, неизвестно. В Минэкономразвития «Времени новостей» сообщили, что согласны поддержать предложения РЖД доиндексировать грузовые тарифы, но только на 2--3%. «И то при условии, что в следующем году железнодорожные тарифы будут меньше, чем планировалось, на столько процентов, на сколько они будут повышены в нынешнем», -- пояснил сотрудник министерства. По словам источника, такая мера позволит РЖД получить прибыль уже сейчас, а в 2006 году эффект от повышения тарифов сгладится, поскольку рост не будет столь резким. Окончательно вопрос о доиндексации тарифов, по словам чиновника, должен решиться в августе, когда будут корректироваться программы развития естественных монополий.

Г-н Якунин после селекторного заседания пошел на правление Федеральной службы по тарифам, где, по его словам, должен был рассматриваться вопрос о повышении железнодорожных тарифов. И президент РЖД выразил уверенность в том, что он будет решен положительно. «Подготовлено детальное подробное обоснование, которое было согласовано со всеми ведомствами», -- пояснил он. Однако в пресс-службе ФСТ в пятницу сообщили, что итоги правления будут известны только 18 июля, уточнив, что отдельно вопрос о железнодорожных тарифах не обсуждался.

Впрочем, РЖД наметили и некоторые другие корпоративные шаги, направленные на улучшение финансовых показателей. Г-н Якунин напомнил, что будет проведена управленческая реформа, в результате которой резко сократится число членов правления компании, а также произойдет укрупнение филиалов (дорог). Помимо перехода к новой структуре управления, по словам главы РЖД, нужно научиться работать с клиентами и внедрить дифференцированный подход к ним, ввести в практику разные классы услуг. «Нам надо подчинить всю нашу технологию перевозок интересам клиентуры, -- заявил г-н Якунин, -- и наконец выйти на рынок с интегрированными транспортными услугами, стать своеобразным транспортным интегратором, распространить свое влияние за пределы железнодорожной инфраструктуры. Необходимо повысить прозрачность своей деятельности, обеспечить равнодоступность инфраструктуры и на этой основе добиться дерегулирования вагонной составляющей. Одним из элементов индивидуального подхода к работе с клиентом должны стать долгосрочные контракты с грузоотправителем с определением взаимной финансовой ответственности -- по принципу «вези или плати». Только получив гарантии объема перевозок по согласованным маршрутам и стабильную доходную базу, мы можем поддерживать решения о предоставлении исключительных тарифов».

Г-н Якунин особо подчеркнул: компания должна работать так, чтобы страна и чиновники не воспринимали ее ни как федеральное министерство, ни как «государство в государстве, ни, извините, как дойную корову».
Время новостей, 18.07.2005

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru