Rambler's Top100
Лениградская Правда
22 ФЕВРАЛЯ 2018, ЧЕТВЕРГ
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
В ногу с Занзибаром
15.07.2004
Судя по всему, Герман Греф никак не может смириться с отведенной его ведомству премьером ролью и хочет получить новые рычаги влияния на экономику. Одним из таких инструментов может стать механизм предотгрузочных инспекций для ввозимых в Россию товаров. Обоснования этой меры звучат убедительно: контроль за импортными поставками в пункте отправления должен, по идее, защитить права потребителей. Но на самом деле не все так просто. Если разобраться, речь идет о введении монополии государства на внешнюю торговлю в части импорта.

Разработанный в недрах МЭРТ закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", которым предусмотрена возможность таких инспекций, был принят под занавес работы прошлого созыва Госдумы. По закону, определять перечень подлежащих инспекциям товаров и порядок их проведения должно правительство. И на согласование в Белый дом поступил соответствующий проект постановления.

Оно развязывает Минэкономразвития руки в введении обязательных предотгрузочных инспекций для всех импортируемых товаров. за исключением перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд.

Само по себе странно, что инициатором такого решения выступило именно Минэкономразвития. И сам Греф, и его подчиненные всегда были на переднем крае борьбы против всяческих административных барьеров и вмешательства государства в отношения "хозяйствующих субъектов". К тому же искоренение избыточных функций у госорганов является главной целью объявленной указом президента административной реформы. В нашем случае получается все наоборот.

Казалось бы: соответствие договору количества и цены ввезенных в страну кухонных комбайнов - сугубо частное дело импортера и его поставщика.

Партнеры могут, например, провести предотгрузочную инспекцию. А могут и не проводить, если полностью доверяют друг другу. К тому же инспекция - услуга не бесплатная. Причем ее стоимость при обязательном порядке в несколько раз больше оплаты работы инспекционных компаний, нанятых добровольно. Это объясняется тем, что в первом случае оплата рассчитывается от стоимости партии, а во втором - в центах за тонну. К примеру, если бы обязательные предотгрузочные инспекции у нас уже действовали, то в 2003 г. на их оплату ушло бы более полумиллиарда долларов. Не надо думать, что Минфин согласится выделять такие деньги из госбюджета. Вероятнее всего в этих условиях импортеры попытаются заложить издержки на инспекции в цену товаров, что неизбежно ударит по потребителям. При этом качество товаров инспекция не гарантирует - это не экспертиза, она лишь удостоверяет соответствие отправляемого груза тому, что указано в сопроводительных документах.

Но все это полбеды. В конце концов, не в первый и не в последний раз наши потребители отвечают своими кошельками за поспешно принимаемые решения. Можно было бы и на сей раз объяснить нововведения высокими государственными интересами. Только вот государство здесь как раз и не при чем. Ведь полномочия по проведению инспекций предполагается передать иностранной компании, то есть упомянутые полмиллиарда уйдут за рубеж.

Формально, как и положено, будет проведен конкурс. Однако вопреки здравому смыслу главным условием победы в этом конкурсе явялется профессиональная репутация фирмы, как указано в подпункте 1 п. 5 ст. 28 названного Закона, а низкая стоимость инспекции стоит на последнем месте названного пункта статьи.

Авторов из Минэкономразвития, видимо, не очень волнует и то, что ВТО разработало обязательные предотгрудочные инспекции для слаборазвитых стран, у которых нет нормальной таможни и санитарного контроля. В списке государств, где применяется такая процедура, есть Буркина Фасо, Занзибар, Съерра Лионе, Камбоджа и др., но нет ни одного государства восьмерки, куда, кажется, входит Россия. Большинство стран-участников международной торговли решают эти вопросы силами своих таможенных органов. А устанавливая правило обязательной инспекции, государство фактически дискредитирует собственную таможенную службу, расписывается в своей несостоятельности.

Кстати, наши соседи по СНГ уже успели испробовать на себе все прелести обязательных инспекций - в разное время этот механизм вводился в Казахстане, Белоруссии, Грузии и Молдове. Опыт оказался весьма печальным: после череды скандалов власти пришли к выводу, что эти меры наносят ущерб национальной экономике и от них отказались. ПРичем Молдова была вынуждена пойти на открытый конфликт с МВФ, который ставил обязательные инспекции условием дальнейшего кредитования республики.

Хорошо бы, чтобы чиновники из МЭРТ наконец увидели эти грабли.

Справка: При поставках какао привлеченные частным образом инспекционные фирмы берут в среднем до 3 долл. за тонну, а в условиях обязательных инспекций - до 17,5 долл. По кофе это соотношение составляет 3 к 11,5, по мясу - 1,5 к 13,6, по свинине - 1,5 к 12,6.
Известия, 15.07.2004

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2018
01 02
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2018
01
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2018
01 02
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru