Лениградская Правда
29 MARCH 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Я так считаю
23.04.2003 00:01
В России контрольных органов больше, чем в любой другой стране мира. Оптимизация контрольных функций государства назрела, и решаться этот вопрос будет в ходе начавшейся административной реформы.

Об этом в эксклюзивном интервью "Итогам" рассказал председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин.

- Сергей Вадимович, в каких единицах вы бы измерили эффективность работы вашего ведомства? В рублях, у.е., баррелях или, скажем, в возбужденных уголовных делах?

- Определенный порядок в бюджетной сфере страны наведен, и с бюджетными средствами, как прежде, не пофокусничаешь. Особо изобретательные по этой части бюджетополучатели уже имели возможность убедиться: обязательно проверят, спросят и, если что не так, накажут - как, например, некоторых министров-руководителей.

Впрочем, идеология работы Счетной палаты за последние несколько лет изменилась, и теперь мы не только смотрим за тем, чтобы бюджетные средства расходовались по назначению, но и оцениваем эффективность их вложения. В результате появилось несколько серьезных аналитических записок, направленных в правительство и президенту, - по ситуации в оборонном комплексе, по реформе ЖКХ, РАО "ЕЭС" и Министерства путей сообщения.

Мы также изложили свою точку зрения на деятельность нефтегазодобывающего комплекса и на эффективность налоговой политики.

Не секрет, что в нынешних условиях некоторые нефтяные компании ухитрялись систематически недоплачивать налоги, что примечательно, не нарушая при этом законодательства. Определенное представление об эффективности работы Счетной палаты дают также результаты сотрудничества с правоохранительными органами. Если в 2000 году по нашим материалам было возбуждено 20 уголовных дел, то в прошлом - 72.

- Подобной статистикой оперируют и правоохранительные структуры. Чем же в таком случае отличается от "силовиков" Счетная палата? И вообще, не кажется ли вам, что в России наблюдается некоторый перебор с контрольными органами?

- Принципиальное отличие в том, что по Конституции Счетная палата - орган независимый. Мы говорим то, что есть на самом деле, и такая информация ценится весьма высоко.

Кроме того, мы осуществляем функцию внешнего контроля -проверяем не только бюджетополучателей и тех, кто распоряжается бюджетными средствами, но и анализируем работу ведомственных контрольных органов на предмет объективности их информации.

А в целом у нас действительно контрольных органов больше, чем в любой другой стране мира, и я считаю, что оптимизация органов финансового контроля назрела. Президент, между прочим, уже трижды давал поручения о разработке в рамках административной реформы концепции единого финансового контроля.

Не в этом, так в следующем году, я думаю, эта задача будет решена. Как это делается, президент продемонстрировал на примере реформы силовых структур - решительно и оптимально.

- А как оценивают деятельность Счетной палаты зарубежные коллеги? Например, из Генерального управления учета США...

- Приведу такой пример. В конце прошлого года американский конгресс принял закон о реструктуризации нашего долга США и другим странам в рамках программы "Долги в счет утилизации отходов химического и ядерного оружия". Причем конгрессмены предложили возложить финансовый контроль за реализацией этой программы как на Счетную палату РФ, так и на Генеральное управление учета США.

В определенной степени - это уже международное признание. Я доложил о ситуации Владимиру Путину, и он одобрил нашу совместную деятельность, на которую, кстати, ситуация вокруг Ирака пока не повлияла и, я надеюсь, не повлияет.

- Президент довольно активно использует информацию Счетной палаты. Генпрокуратура, судя по количеству заведенных уголовных дел, тоже. А вот среди парламентариев интереса к вашим материалам что-то не наблюдается. Не доверяют?

- Из Госдумы и Совета Федерации поступает немало запросов, по которым мы проводим проверки. А что дальше? Что может парламент, кроме принятия постановлений, серьезной реакции на которые практически не бывает? Тогда как у Счетной палаты хватает прав и полномочий. Если нарушен закон, мы готовим представление, и в течение месяца на него должен быть мотивированный и конкретный ответ. Нет - тогда прокуратура.

Теперь о взаимодействии с президентом, которому мы по закону не подчинены и могли бы перед ним не отчитываться. Почему у нас наладились хорошие рабочие контакты?

Предполагаю, что он сам в них заинтересован, поскольку как бывший оперативник предпочитает получать информацию из разных источников - так легче делать правильные выводы. Мы же, со своей стороны, не можем не учитывать, что у нас все-таки президентская республика, и роль первого лица в государстве весьма высока.

Представление еще можно не заметить, но когда на моих докладных записках президенту появляются его подчас очень жесткие резолюции, попробуй их не выполни. И я не считаю, что работа с президентом напрямую неправильная практика.

Кстати, мы разработали поправки в закон о Счетной палате, предписывающие нам в обязательном порядке выполнять не только поручения Федерального собрания, но и поручения президента. Правда, вот уже полтора года эти поправки лежат в Госдуме без движения - нет положительного заключения правительства.

Почему нет, тоже понятно - потому что эти поправки увеличат полномочия Счетной палаты по части проверки самого правительства. А этого не всем хочется.

- Если вам так хорошо работается в тандеме с президентом, может быть, резоннее поменять статус и перейти в непосредственное подчинение главе государства? Пусть он ставит вам задачи.

- Мы все-таки изменили ситуацию. Особенно с верхней палатой парламента. Теперь наиболее крупные наши проверки рассматриваются Комиссией Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой, которая работает на постоянной основе.

Надеюсь, что и в Госдуме нового созыва нам удастся создать подобную структуру. В конце концов всенародные избранники должны понять, что на самом деле и у Госдумы, и у Совета Федерации есть один реально действующий инструмент - это Счетная палата, и не использовать его - грех. Кстати, понимание уже приходит.

По материалам проверки "Северной верфи", где государство потеряло многие десятки миллионов долларов, и по результатам проверки эффективности использования государственной собственности за рубежом именно Госдума приняла очень жесткие постановления. Правда, и основания были весьма серьезные.

- А что у нас творится с российской собственностью за рубежом?

- Когда в 1992 году мы принимали на себя обязательства по долгам СССР, предполагалось компенсировать их в том числе и за счет использования перешедшей к нам советской собственности за рубежом. Теперь выясняется, что кроме российско-вьетнамской нефтяной компании "Вьетсовпетро" прибыли никто не давал.

Все остальные - полный ноль. Сейчас этим вопросом занимается управделами президента. Но десять лет уже потеряны. В материальном исчислении это миллиарды.

- Не кажется ли вам, что и Госдума, и Счетная палата не используют все возможности закона о бюджете? Относятся как к бухгалтерскому документу: пролоббировали, проголосовали - и забыли до следующего года.

- До недавнего времени термин "бухгалтерский документ" был справедлив для характеристики бюджета. Сейчас работа над законом о бюджете изменена. К сожалению, два года подряд Государственная дума при голосовании по бюджету не учитывает 14-ю статью закона о Счетной палате, где нам предписано осуществлять оперативный контроль за расходами бюджетных средств.

Таким образом, парламентарии сами изъяли у Счетной палаты инструмент оперативного контроля. И напрасно, на мой взгляд. Он не повредил бы и самой Госдуме.

- Стало быть, далеко не все народные избранники заинтересованы в строгом исполнении бюджета?

- Совершенно верно. Но я надеюсь, что мы еще вернемся к этой теме. Год, как известно, выборный, и депутатам надо будет показать, что они выражают не только интересы своей фракции или партии, но и избирателей.

- Сергей Вадимович, за столько лет работы в парламенте, в правительстве и в Счетной палате вам, должно быть, известен ответ на вопрос: почему наша экономика так и не стала высокоэффективной?

- Это не проблема бюджета и даже не проблема эффективности расходования бюджетных средств. На самом деле это проблема экономической стратегии государства. Еще три года назад в президентском послании Федеральному собранию черным по белому было записано: российская экономика должна избавиться от нефтезависимости. Пока этого не получилось.

На мой взгляд, не решены две главные задачи. Во-первых, еще нет серьезных подвижек в реальном секторе экономики. За исключением небольшого прогресса в авиакосмической промышленности, судостроении, нефтехимии и металлургии, наши предприятия как были весьма и весьма нерентабельными, так и остались. Вторая наша беда - высокие налоги и сложная налоговая система. По этому поводу как раз сегодня ведется резкая полемика.

Но в первую очередь надо признать, что действующая в стране налоговая система не является эффективным инструментом для создания среднего класса. Поэтому мы имеем извращенную экономику олигархического характера: на все про все 6-7 сверхбогатых людей, которые занимаются в основном металлами и нефтью. И этим все сказано.

Остановимся на самом понятном примере - кредитовании жилищных программ. Во всем мире жилье покупают в кредит, и никто при этом не чувствует себя ущербным, не видит ничего страшного в том, если семья сейчас приобретет квартиру в кредит, а расплачиваться за нее будут внуки и даже правнуки. У нас же огромное количество людей в принципе лишены возможности получить крышу над головой, поскольку на муниципальное строительство у государства средств нет, а мировая практика долгосрочных кредитов в России пока, к сожалению, не прижилась. Ни в промышленности, ни в ЖКХ. Ну не хотят наши инвесторы рисковать! Этот упрек, кстати, в полной мере относится и к кредитной политике Сбербанка, на что и указала Счетная палата после прошлогодней проверки.

- Существует еще одна проблема - импорт передовых технологий. Может быть, у нас слишком большие пошлины?

- С принятием Таможенного кодекса ситуация, надеюсь, изменится. Наш рынок должен быть максимально открыт для ноу-хау, прогрессивных разработок, которые не могут быть произведены у нас в стране. Но я сторонник того, чтобы мы не только импортировали новые технологии и оборудование, но и производили все это сами, на базе совместных предприятий. Как, например, на "Русском дизеле" в Санкт-Петербурге.

- А как вы относитесь к реформе РАО "ЕЭС"? Это ведь тоже стратегический вопрос.

- Политическое решение, как известно, принято. Но вопросы остаются. Во-первых, что получит государство в результате приватизации РАО "ЕЭС"? Во-вторых, как будут проводиться тендеры и конкурсы - уж не так ли, как это было в начале 90-х годов, когда приватизировался нефтекомплекс?

Анатолий Борисович Чубайс, конечно, уверяет, что после приватизации РАО "ЕЭС" к нам бурным потоком пойдут многомиллиардные инвестиции. Вот это и надо просчитать: пойдут ли? Иначе овчинка выделки не стоит. Хотя я абсолютно с ним согласен в том, что нынешнее состояние отечественной энергетики, которая с конца 80-х практически не получала инвестиций, вызывает большую тревогу. Дальше так нельзя, это совершенно очевидно.

Президент РСПП Аркадий Вольский между двумя бывшими премьерами - Сергеем Степашиным и Евгением Примаковым
(Фото: Вячеслав Кочетков/ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ)

- Еще один вопрос из злободневных - по поводу ренты за использование природных ресурсов.

- Счетная палата предлагает вычленить рентную плату из совокупности начислений на доход нефтяных компаний и повысить ее ставку. К такому выводу мы пришли после того, как проверили некоторые нефтяные компании и оценили их реальный вклад в доходную часть бюджета.

И я не понимаю, что здесь необычного. Плата за использование недр - мировая практика. Между прочим, в кандидатской диссертации Владимира Путина этот момент тоже прописан.

- Почему-то чаще вспоминают о том, что у нашего президента черный пояс по карате, а вот о том, что он кандидат экономических наук...

- Очень интересная диссертация. Напрасно о ней так мало говорят. Наверное, многие побаиваются, что идеи, которые в ней изложены, могут быть реализованы. Но я полагаю, что их время пришло. Необходима только политическая воля - и можно ставить вопрос о соответствующем изменении законодательства.

В России контрольных органов больше, чем в любой другой стране. По словам председателя Счетной палаты Сергея Степашина, в ходе административной реформы должна быть оптимизирована и система финансового контроля.
Итоги , 23.04.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru