Лениградская Правда
29 MARCH 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Дешево или быстро
10.04.2003 00:01
Реформа госслужбы столкнулась с препятствиями там, где их особо не ждали, - в Думе. Парламент вчера по сути отказался рассматривать законопроекты, без которых невозможно хоть самое слабое продвижение вперед.

С инициативой отложить все на неопределенный срок выступили правые. И особого сопротивления не встретили, хоть госслужба - и приоритет, и президентский законопроект, и прочая-прочая.

Как реформировать госслужбу - каждый по отдельности знает очень хорошо. И тянет в свою сторону. Но более или менее консолидированного мнения, которым только и можно "продавить" реформу, собрать так и не удалось.

Один раз второе чтение законопроекта "О системе государственной службы" уже откладывали. Не пройдет оно вопреки планам и сегодня - во вторник Совет Госдумы решил его перенести, причем без определения новых сроков. Формальный повод для нового переноса - выдвинутый правыми призрак угрозы разрастания бюрократии в случае принятия законов.

Хотя сокращать аппарат никто и не обещал - идеологи реформы уже давно главный смысловой акцент поставили на эффективность.

Для Думы второй раз откладывать президентский закон было бы почти скандалом. Не разгорелся он только потому, что самими президентскими представителями идея вновь отложить второе чтение была поддержана. И официально - на уровне кремлевского полпреда в Думе Александра Котенкова, и, как утверждают сами депутаты СПС, неофициально.

- Есть такое впечатление - Путин провозглашает, но не делает, - говорит Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики и член межведомственной рабочей группы по подготовке законодательной базы реформы. - Но не потому, что не хочет или нас обманывает.

Он, безусловно, хочет. То, что власть медлит, объясняется очень просто - она не уверена, как именно надо менять существующую систему.

Правительство по части компромиссов пока пришло к тому же, что и Дума, - не торопиться. Комиссия по модернизации госслужбы (в ней председательствует Михаил Касьянов) наконец провела заседание по второму законопроекту реформы - "О государственной гражданской службе". Официальный итог - доработать, внести, все по правилам.

К 15 апреля замечания должны лечь в "тело" законопроекта. Неофициальный результат - правительственные конфликты самолюбий, вспыхнувшие в последнее время, ощутимо, говорят источники, сказываются и на реформе госслужбы.

Правительственные радикалы говорят - реформа госслужбы в ее нынешнем виде делает невозможным проведение административной реформы, особенно в части сокращения ведомств. "Прагматики" предпочитают старательно эти два процесса разводить - эта "моя" реформа, а эта "соседняя" (а то, что одна из них не движется, легко объясняется торможением второй). Плюс каждый хочет что-нибудь сэкономить - финансы, организационную часть, собственные ресурсы.

- В части возражений сильно довлеют экономические соображения, - говорит Кузьминов. - Нужно же не только повысить зарплату чиновникам, нужно повысить зарплату приравненным к ним законом "О системе" офицерам. Ну кто будет с этим спорить? Одни штаны просиживают, а другие, простите, жизнь кладут. И они точно такие же служащие государства. Мы считали - если повышать всем, то это будет примерно 3,5 - 4 миллиарда долларов.

Таких денег у государства нет. Компромиссное решение возможно - нужно выделить в этих средах слой менеджеров, которые занимаются распределением ресурсов. По нашим расчетам, таких менеджеров на гражданской службе сейчас около 15 тысяч, на военной и специальной - около 25 тысяч. К этому надо добавить офицеров, исполняющих обязанности, имеющие ключевое значение для обороны и безопасности страны, а также связанные с риском для жизни. Это еще 100 тысяч человек. В 2000 году, когда ВШЭ сделала первый доклад на эту тему, эффективное поднятие уровня оплаты этим госменеджерам стоило 18 млрд рублей, то сейчас - примерно $1 млрд.

Не получается сразу - ну давайте по ступеням. Повышение уже пошло, но очень робко. Повысили президенту, премьер-министру, а всем остальным почему-то постеснялись. Проблема же не в Путине, Касьянове или Грефе, у них другой тип мотивации, они политические фигуры, в конце концов, потом на мемуарах окупят. А костяк - замминистры, начальники отделов и департаментов. Они мемуаров не будут писать, они вынуждены более прозаическими категориями мыслить.

Чтобы удовлетворить прозаические категории, есть два пути - либо официальное объявление о высокой затратности реформы госслужбы (с неминуемыми общественными претензиями -"опять бюрократов кормите"), либо мучительный и неприятный поиск резервов внутри себя.

Но взять на себя ответственность за этот выбор желающих не находится. "Анализ возможной реорганизации всего трех федеральных ведомств показал, что около 90 процентов их состава может быть высвобождено благодаря наличию "дублей" в других органах власти и за счет этого можно существенно сэкономить общественные средства", - говорит высокопоставленный правительственный чиновник. Но тут же признает, что вероятность выбора такого пути оптимизации государства с политической точки зрения почти равна нулю.

- Нынешнее состояние аппарата исполнительной власти неприемлемо ни для общества, ни для власти, - считает Кузьминов. - Более того, у нас нет других быстрых путей экономического подъема, кроме реформы государства. Быстрый ли это путь? Да. Если за 3-4 года мы сможем провести административную реформу, то это быстрый путь в экономическом масштабе.

Тогда к 2008 году президент сможет передать другую, более цивилизованную страну новому президенту, причем с темпами роста 6-7 процентов в год.
Известия , 10.04.2003



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru