Rambler's Top100
Лениградская Правда
23 НОЯБРЯ 2017, ЧЕТВЕРГ
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Мы губернаторам не конкуренты
21.03.2003
Еще сравнительно недавно перспектива утраты территориальной целостности страны воспринималась нашим обществом как реальная угроза.

Этому способствовала "вольница" глав субъектов Российской Федерации. Реакцией центра стало создание три года назад семи федеральных округов во главе с полномочными представителями президента ("вертикаль власти").

Наступил черед пугаться региональным элитам: "Теперь что же - вся власть полпредам?". Интрига сохраняется: идущая в стране федеративная реформа медленно, но верно наступает губернаторам "на пятки"... Чем же обернулся институт полномочных представителей для российских регионов?

Стал он дамокловым мечом над губернаторами или, наоборот, - неким цементирующим началом, помогающим субъектам Федерации "не пропасть поодиночке"?

О месте и роли президентских полпредов в государственном переустройстве России рассуждает полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий ПОЛТАВЧЕНКО.

- Георгий Сергеевич, институт полпредов не нов, президентские представители были в каждом субъекте Федерации еще при Ельцине. Чем, на ваш взгляд, не устроил нынешнего главу государства прежний, "областной" статус?

- Он был малоэффективен. Мне кажется, решение о реформировании института полномочных представителей - чисто управленческое. В первую очередь оно направлено на то, чтобы президент мог получать объективную информацию о состоянии дел в стране и оперативно реагировать на все изменения. Я сам работал полномочным представителем "старой версии" в Ленинградской области, недостатки прежней системы испытал на себе. У меня практически не было никаких полномочий для нормальной работы.

Только протокольные функции. Например, поздравить с юбилеем известную личность, вручить коллективу предприятия благодарность от президента...

Конечно, и тогда мы давали информацию. Но она вначале шла в управление координации деятельности полномочных представителей, затем обрабатывалась кем-то из заместителей главы администрации и уж потом поступала главе администрации. В итоге, пройдя сквозь такое "сито", информация до президента доходила усеченной. Кто-то мог ее изрядно подкорректировать. Сегодня - все напрямую.

Была и еще одна задача, которую ставил перед нами президент три года назад, - в максимально короткие сроки сформировать единое правовое пространство на территории страны. С первых дней работы новые полномочные представители и их аппараты начали заниматься приведением законодательств субъектов в соответствие с российской Конституцией. Эта задача сегодня практически решена. Ныне, помимо информирования президента, основная функция полпредов - контроль за выполнением в субъектах решений президента и правительства, а также за правильным расходованием бюджетных средств.

- Получив под контроль значительные территории и возможности, остались ли полномочные представители чиновниками, или стали публичными политиками?

- Мое личное мнение - полномочный представитель самостоятельным политиком быть не может в принципе. Он - государственно-политический чиновник. Полпред - инструмент в руках первого лица, главного политика государства. И просто не имеет права на мнение, отличное от мнения президента. В противном случае надо подавать в отставку, вступать в какую-нибудь партию и идти на выборы в Думу.

- Почему же тогда некоторые региональные лидеры, похоже, видят в вас конкурентов, именуют "сатрапами", говорят о "всевластии" полпредов? Это издержки федеральной реформы?

- Может быть, от недопонимания. Полномочные представители президента не конкуренты руководителям субъектов Федерации. Они отстаивают интересы своего региона, а мы, как ни крути, отвечаем за округ в целом. Поначалу многие главы регионов думали, будто полпреды поставлены только для того, чтобы за каждым из них следить из-за угла. А сегодня с нашей помощью они успешно решают многие вопросы, которые еще три - четыре года назад казались неразрешимыми. Раньше у руководителей субъектов не было координирующих центров, которыми стали, как я надеюсь, аппараты полпредов.

- Каково быть "государевым оком" в таком "округе контрастов", как Центральный, куда входят и богатейшая Москва, и нищая Брянщина? Как работается?

- Сегодня - гораздо легче, чем в самом начале. Действительно, с точки зрения экономического развития Центральный округ очень неоднородный. Да, у нас есть Москва, богатая не только на фоне округа и страны, но и по мировым меркам. И есть практически нищие регионы. Поэтому задача глав областей, входящих в Центральный округ, - не опустить Москву до уровня нищих регионов, а подтянуть слаборазвитые регионы до столичного уровня. В начале работы я видел некоторую ревность и зависть провинции к Москве.

Сегодня этого по сути нет. У руководителей администраций появились другие чувства: уважение и желание максимально эффективно взаимодействовать со столицей в интересах своего региона, что дает сегодня реальные результаты. За последнее время Москва инвестировала в экономику округа, и в первую очередь в неблагополучные регионы, порядка 300 миллионов долларов. Причем без ущерба для своего бюджета. Наоборот, эти средства будут возвращены Москве с положительными дивидендами.

- Идущая в стране федеративная реформа может заметно изменить систему государственного устройства России. Как думаете, останутся ли в будущей Федерации деление на округа и институт полпредов?

- Сложный вопрос. Мне кажется, на обозримую перспективу каких-либо кардинальных изменений ожидать не следует. Мы - в самом начале пути серьезных реформ, дергаться тут не следует. Да, Россию признали страной с рыночной экономикой, но, на мой взгляд, это аванс. Потому что у нас еще нет серьезных институтов рыночной экономики и эффективных механизмов, которые обеспечили бы, например, быстрые перетоки капиталов из одной отрасли в другую.

Мы еще не достигли такого уровня, когда надо принимать новые управленческие решения. Я думаю, система управления государством будет изменена, если мы за ближайшие 5 - 10 лет станем настоящей рыночной страной и если поступательное движение, которое началось в 2000 году, продолжится. Тогда я не исключаю и ликвидации института полпредов в его нынешнем виде.

- Многие аналитики считают вас наиболее успешным из полпредов. Совсем недавно, 23 февраля, вам исполнилось 50 лет. Эта "военная" дата рождения сказывается на динамике работы? Дисциплинирует, мобилизует...

- Честно говоря, я не склонен доверять лести, выдаваемой за аналитику. Политические комплименты меня не трогают. Все мои коллеги-полпреды - грамотные профессионалы, которые работают, насколько могу судить, очень добросовестно. Мне это известно не понаслышке. Мы постоянно встречаемся, обсуждаем общие вопросы.

А вот дата рождения на характере сказывается, это так. Для меня дисциплина никогда в тягость не была. Кстати, у меня еще и фамилия "дисциплинирующая", украинская. В нашей армии люди с такими фамилиями всегда считались службистами, которые дисциплину впитывают с молоком матери.
Труд, 21.03.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru