Rambler's Top100
Лениградская Правда
18 НОЯБРЯ 2017, СУББОТА
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
"Я -- инструмент в руках президента"
21.02.2003
Процесс слияния регионов, стартовавший в российской глубинке, породил в обществе массу предположений о будущем устройстве России. Снова в ходу гипотеза о формировании на основе федеральных округов семи укрупненных субъектов Федерации.

Заодно обсуждается вопрос о дальнейшей миссии окружных полпредств в связи с "реформой Козака". То ли они станут "локомотивами" предстоящих преобразований, то ли их потихоньку упразднят. Своим видением ближайших перспектив делится с "НГ" полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко.


- Георгий Сергеевич, федеральным округам и окружным полпредствам почти три года. Возложенная на вас задача -"исправление" регионального законодательства - практически решена. Не пора ли сворачивать работу? Или федеральные округа станут основой будущей Федерации?

- Об этом много говорят. Есть и сторонники укрупнения регионов до семи округов, но пока это теория. Во всяком случае, задачи такой не поставлено. Об изменениях нашей работы, а тем более границ субъектов Федерации в этой связи, говорить не приходится.

Акценты меняются - задачи остаются те же. Это контроль за соблюдением решений высших органов власти и соответствием местного законодательства федеральному, проведение внешней и внутренней политики президента РФ, обеспечение кадровой политики, контроль за состоянием национальной безопасности, оперативное информирование президента о тех или иных изменениях ситуации.

Изначально главной задачей было приведение местного и федерального законодательства к единому знаменателю. Сегодня один из приоритетов - построение на этом фундаменте единого экономического пространства. Но законодательные органы субъектов Федерации не сидят сложа руки, законотворчество - процесс непрерывный. Не всегда эта работа идет в рамках, определенных федеральной властью. То же самое и на уровне органов местного самоуправления. За последние годы мы подняли пласт из более 10 тысяч актов, которые вообще никаким законам не соответствуют. Проблему почти устранили, но она возникает снова и снова.

- Замкнутый круг?

- Это временно. Страна переживает переходный период, четкого взаимодействия региональных и местных властей, когда каждый отвечает за свой участок работы, пока нет. Исправить положение к лучшему, на мой взгляд, должен пакет законопроектов по разграничению полномочий. Конечно, его на местах не все адекватно воспринимают. Опасения понятны: ответственность - тяжелое бремя. Но я считаю, что руководителей региональной исполнительной власти и депутатов Законодательных собраний удастся убедить.

- В "пакете Козака", кстати, отсутствует такая административно-территориальная единица, как федеральный округ. И полпредствам никаких функций там не определено. На каком же основании вы собираетесь контролировать ход этой реформы?

- Федеральный округ - это не административно-территориальная единица. Такой единицы никто не создавал. По Конституции президент может иметь представителей в регионах, и было принято управленческое решение: 7 представителей удобнее, чем 89. Прежняя система была не столь эффективной. Я тогда работал полпредом в Ленинградской области, мои функции носили в основном представительский характер: поздравить, вручить, доложить. Сведения о реальном положении дел на местах шли к президенту по длинной "цепочке". Не исключено, что на заключительном этапе изначальные данные "корректировались". Сегодня информация поступает напрямую. Наша задача - не перекроить, а объединить Россию, координировать деятельность структур федеральной власти на территории округа, контролировать ситуацию. Мы ее четко выполняем.

- Вы наверняка знакомы с последними инициативами Федеральной службы налоговой полиции. ФСНП приняла инструкцию, по которой с "лицами, склонными к совершению преступлений", будут проводить "воспитательные и предупредительные работы с привлечением общественности". Что вы как бывший работник налоговой полиции думаете об этом?

- Если это действительно так, я считаю это неправильным. До тех пор, пока не завершено следствие, обнародовать любые сведения неэтично. У каждого человека есть семья. В СМИ, кстати, модно стало поощрять эту нехорошую практику: о возникающих проблемах тут же сообщать всему свету. Тем самым оказывается давление на общественное мнение. Многие уголовные дела заканчиваются ничем или полным оправданием, но до этого в течение нескольких лет о подозреваемых пишут нелицеприятные вещи. Сегодня под моим контролем Генпрокуратура, и ее областные отделения ведут ряд уголовных дел в отношении конкретных лиц, в том числе людей, занимающих солидные посты в органах исполнительной власти как Москвы, так и других субъектов ЦФО. Предмет подозрений - коррупция.

Дела сложные. Ряд нарушителей, которых было можно привлечь, мы привлекли к суду. Но я считаю, что давать информацию о такой работе могут только структуры, непосредственно ею занимающиеся.

Кстати, это проблема в том числе и кадровой политики. Кадры - больной для нас вопрос. Что касается органов правопорядка, мы постоянно анализируем и вносим предложения по их кадровому укреплению. Многое надо менять.

- Скажите, а замена региональных лидеров входит в ваши обязанности?

- Нет, не входит. Есть контроль за соблюдением выборного законодательства. Губернаторов, слава богу, народ выбирает. Не всегда, правда, так чисто, как хотелось бы.

- Но чистоту обеспечиваете именно вы. А на выборах - вечные скандалы, некоторых кандидатов вообще снимают...

- Снимают по закону. Наша задача проконтролировать, чтобы это было действительно так.

- Многие эксперты, вспоминая "силовое" прошлое полпредов, упрекают их в подмене полномочий правоохранительных органов. Каково ваше мнение?

- Сегодня я не занимаюсь оперативно-разыскной деятельностью. Есть отдельно прописанная функция: "координация деятельности правоохранительных органов". Я контролирую объективность и эффективность этой работы.

- А кто, по вашему мнению, был слабым звеном в пресловутой ситуации с "Норд-Остом"? Кто должен нести за это ответственность?

- Отвечать должны в первую очередь террористы. Я считаю, что это промах и тех структур, которые должны заниматься обеспечением безопасности граждан. Есть вина и владельцев комплекса, где проходило шоу.

- Из ваших ответов следует, что полпред, контролируя все и вся, остается при этом "над схваткой".

- Не делайте из нас политиков - мы чиновники. Человеку, который, скажем, делает мебель, без определенного набора инструментов не обойтись. Вот я - такой "инструмент" в руках президента России. Он создал институт полпредов, чтобы иметь с мест четкую объективную информацию. Мы ее собираем, докладываем президенту, а он на основании этой информации принимает решения.

По большому счету мы приближаем президентскую власть к территориям. В ЦФО это не так заметно - столица близко. А возьмите Дальний Восток: раньше губернатор по любому вопросу ехал в Москву, днями сидел в разных приемных. А теперь многие проблемы он может решить прямо на месте - там есть полпред Константин Пуликовский.

- Но, судя по высказываниям некоторых региональных лидеров, им такое посредничество не очень нравится. Егор Строев, в частности, считает, что "полпреды от своих прямых функций контроля за федеральными органами на местах потянулись к бюджетам регионов, а вслед за этим - к распорядительным и хозяйственным функциям управления. Но не к самым тяжелым, как жилищно-коммунальная реформа или выплаты заработной платы, а начали вмешиваться в экономику регионов, в то, как распределить деньги".

- Сегодня у нас с Егором Семеновичем абсолютно четкое конструктивное взаимодействие. Я считаю себя партнером всех руководителей подведомственных мне регионов. И стараюсь им только помогать в решении их проблем и задач. В том числе и социальных. Мы не подменяем - мы контролируем. Не будет благополучия регионов, если мы не обеспечим рыночные реформы правовой базой. Вот губернатор Брянской области Лодкин - коммунист, казалось бы, должен рынку сопротивляться. Но на последнем Госсовете он встал и сказал: надо активнее осуществлять президентские реформы.

Мы не оттягиваем на себя ни правительственные, ни региональные полномочия, не занимаемся распределением финансовых средств. Но мы участвуем в разработке программ социально-экономического развития как округа в целом, так и отдельных территорий. Налаживаем взаимодействие ветвей власти. В мои задачи не входит заставлять кого-то на местах делать то или иное, но координировать эту работу я обязан.

Оборонную промышленность возьмите: заводы стоят, заказов нет. Получить госзаказ или привлечь иностранных инвесторов - это дипломатия. На этой неделе мы приглашаем глав регионов на совещание с министром Ильей Клебановым по проблемам оборонно-промышленного комплекса. Успех на переговорах между двумя "обособленными" сторонами может обеспечить лишь беспристрастный "арбитр". Многие проблемы, которые раньше не решались, оказалось легче преодолевать сообща. Москва, например, сегодня инвестировала в экономику округа порядка 300 миллионов долларов. Раньше провинция этих денег не увидела бы, а теперь и отстающим стимул дан, и Москве сторицей вернется.

- Некоторые губернаторы высказываются за "сшивание" субъектов Федерации. Самыми близкими и благополучными сегодня являются Москва и Московская область. Они близки настолько, что их руководители периодически не могут разобраться, в чьем ведении находится та или иная собственность. Может быть, решением проблемы станет их объединение?

- Возможно, со временем это слияние произойдет, но только после того, как мы отработаем нормальную схему управления такими крупными регионами. Москва - восемь с половиной миллионов человек и шесть с половиной - Подмосковье. Итого 15 миллионов. При всем том, что в целом Москва и область в экономическом плане выглядят весьма благополучно, это еще не значит, что все здесь хорошо. Масса проблем, которые, может быть, и можно решить при наличии двух разных субъектов РФ. Если все смешать - трудности могут только усугубиться. Поэтому слияния столицы и столичной области в этом году не ждите. Социальные проблемы механическим сращиванием территорий не решить.

- В ЦФО - самые низкие зарплаты по России. Полпреда это беспокоит?

- Проблема есть. Причина такова: в ЦФО, где сосредоточен в основном реальный сектор экономики, делают конечный продукт. Чтобы его продать, нужно обеспечить соответствующее качество и соответствующую себестоимость. То есть постоянно модернизировать производство. А у нас этого не происходит, потому что инвестиции идут с трудом. Львиную долю инвестиций оттягивает на себя добывающая промышленность: она сегодня наиболее привлекательна, там материальная выгода сразу ощущается. А у нас в ЦФО практически единственный источник инвестиций - собственные средства предприятий. Этих средств не хватает, модернизация производства затягивается, а в результате и зарплата растет медленно. Кроме того, не все предприниматели сегодня думают о будущем, некоторые стремятся "выжать" из предприятий все без остатка, а не развивать их. СМИ опять же нагнетают обстановку, подкидывают непонятную информацию: то плохо, это не так, деньги идут не туда, чиновники жируют...

- Чиновники сегодня активно занялись партстроительством. Скоро закон позволит должностным лицам вашего ранга состоять в партиях. Вы в какую пойдете?

- Я беспартийный. И готов к конструктивному сотрудничеству со всеми. В свое время я был членом КПСС, но в силу известных обстоятельств прекратил свое членство. И больше у меня не возникало желания вступать в какую-либо партию.

- То есть ни одна из партий вас не привлекает? Судя по тенденции, "государственники" стремятся в "Единую Россию".

- Ни для кого не секрет, что одним из лидеров этой партии является мой бывший заместитель Александр Беспалов. У меня с ним добрые личные отношения. Честно скажу, мне "Единая Россия" импонирует. Но насильно вступить в эту или иную партию меня никто не заставит. Я человек достаточно свободолюбивый и считаю, что у каждого могут быть свои убеждения. Их надо уважать.

- В качестве полпреда вы курируете межрегиональную депутатскую группу (создана из депутатов, избранных от регионов ЦФО. - Прим. ред.). Что значит ваше кураторство? Вы рекомендуете депутатам, как им голосовать?

- Вот депутатов мы как раз не контролируем. Мы сотрудничаем с ними. Доводим до них мнение, в том числе и простых людей, которые нам пишут. Есть много дельных предложений. Мы их анализируем и суть идей рекомендуем изучить. Как я могу рекомендовать депутатам голосовать? Они абсолютно свободные люди. Они это делают так, как им совесть позволяет и как, они считают, будет лучше для избирателей.

- Свободолюбивый характер не мешает вам следовать четким инструкциям "сверху"?

- Мое сегодняшнее преимущество в том, что у меня мало начальников. Самый главный начальник - президент. А у этого начальника очень хороший стиль работы с подчиненными. Он никогда не принуждает - он убеждает. Он объясняет, если ты что-то не понимаешь, а не заставляет. В ответ на такое доброе отношение хочется стараться.
Независимая газета, 21.02.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru