Лениградская Правда
29 MARCH 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Греф не заплатит
6.02.2003 00:01
Кабинет министров обсудит сегодня дальнейшее проведение налоговой реформы. Главные "игроки" на этом поле -Минэкономразвития и Минфин. Первый отвечает за экономический рост и потому является главным "толкачом" снижения налогового бремени на производителя.

Второй - главный кассир страны, поэтому любые угрозы наполнению государственного бюджета, как правило, встречают со стороны Минфина яростное сопротивление.

Тем не менее, как сообщил накануне заседания Правительства замминистра экономического развития Аркадий Дворкович, эти "весы" вроде бы удалось привести к состоянию равновесия.

Позиция МЭРТ остается неизменной: главная цель реформы - экономический рост, развитие новых секторов экономики, ее открытости, что должно стать основой и для роста благосостояния россиян. Пока нам по всему этому перечню хвастаться особенно нечем.

Ключ же к успеху - приведение российской налоговой системы к такому образу и подобию, чтобы она стала конкурентоспособной по сравнению с налоговыми моделями более успешно развивающихся государств. Тогда к нам и иностранный инвестор потянется, и собственный капитал (и финансовый, и интеллектуальный) перестанет на сторону смотреть... Низкий подоходный налог, сопоставимые с другими странами ставки социальных отчислений и налога на прибыль - это хорошо, но мало.

Сейчас пора заняться налогом на добавленную стоимость, налогом с продаж, единым социальным налогом. Параллельно с изменением налоговой арифметики Минэкономразвития предлагает упростить и администрирование хозяйственной деятельности. В качестве примера замминистра привел данные одной из западных пищевых компаний, работающих на нашем рынке.

Коммерсанты и пожаловались: оформление всей документации, к примеру, по экспортным поставкам растягивается на недели и месяцы, хотя речь идет о скоропортящемся продукте.

Предлагается механизм, при котором зачет НДС для экспортеров будет унифицирован с зачетом НДС для поставщиков на внутренний рынок. Упростится и само оформление экспорта: вместо едва ли не десятка разрешительных документов останется два. Поставлен также вопрос о зачете НДС по капитальному строительству и производству продукции с длительным технологическим циклом, занимающим несколько лет.

Конечно, можно для уплаты налога взять кредит, но при нашем уровне инфляции это ложится на производителя дополнительным бременем. Оптимальное решение, приемлемое для российских условий, специалисты МЭРТ обещают найти в ближайшее время.

Что касается ставок, здесь предложения куда определеннее: отмена налога с продаж, поскольку этот налог является серьезным препятствием для развития сферы услуг. В качестве компенсационной меры, с точки зрения наполнения бюджетов, министерство готово отложить решение вопроса о снижении ставки НДС на 2-3 года. А в дальнейшем постепенно опускать максимальную ставку НДС, не трогая по первости льготные 10 процентов, чтобы в конце концов сойтись на некоем "золотом сечении" - может быть, тех самых, 10 процентах, может, чуть больше.

Жизнь покажет. Что касается единого социального налога, то здесь жизнь начнет учить, возможно, уже в следующем году. Именно по этому налогу Минэкономразвития подготовил наиболее радикальные предложения, вызвавшие бурные дебаты. И немудрено: ЕСН формирует бюджеты всех социальных фондов - Пенсионного, социального и медицинского страхования, а уровень и пенсионной, и социальной, и медицинской защиты (или беззащитности простых граждан) хорошо известен всем, кроме молодых и здоровых чиновников. Если пенсии еще худо-бедно, но все-таки довольно регулярно индексируются, то с социальной и медицинской помощью хуже уже некуда.

В этом году, к примеру, в бюджете ФСС не заложено ни копейки на приобретение путевок. Что означает: если добрый работодатель не согласится купить их за счет собственной прибыли, работникам дешевого отдыха не видать как собственных ушей. Поэтому тот же Михаил Зурабов, возглавляющий пенсионное ведомство, резко возражал против снижения ставки ЕСН или по крайней мере настаивал на гарантиях возмещения потерянных доходов социальных фондов в случае их уменьшения.

Позиция бизнеса, чью точку зрения представлял генеральный директор Координационного совета работодателей России Олег Еремеев, кстати, далеко не самая радикальная: с одной стороны, максимальная нагрузка по социальным обязательствам для некоторых производств достигает сейчас 44,1 процента от фонда оплаты труда, включая страхование от несчастных случаев на производстве, и ее хорошо бы уменьшить. С другой стороны, сейчас сэкономить можно совсем немного, "очистив" обязательства, к примеру, того же ФСС от посторонних расходов - таких, как содержание детского спорта, единовременные пособия женщинам, вставшим на учет по беременности в ранние сроки.

Что касается страхования медицинского, все больше работодателей сами покупают полисы своим работникам, дублируя мумифицировавшуюся государственную систему. Зачем же заставлять их платить дважды?.. Всего, таким образом, по расчетам КСОРР, можно уменьшить ставку ЕСН на 1,6-1,8 процента. Но, по сути, это мало что даст. Необходимо распространить принцип персонификации на всю систему социальной защиты - чтобы отдавая деньги, допустим, на ту же медицину, работник знал, что получит услуги пропорционально своим взносам, а не крошки от каши, размазанной по общей тарелке...

В Минэкономразвития эти опасения считают напрасными. Аркадий Дворкович так и сказал: снижать ЕСН чуть-чуть ничего не даст. Ни соцфонды не наполним, ни стимула к легализации "серых" зарплат не создадим. Поэтому предлагается снизить ставку ЕСН в среднем до 25 процентов. Что касается регрессивной шкалы, то, оставив ставку 35,6 процента при уровне зарплат до 50 тысяч рублей в год, при превышении этого порога до 800 тысяч (величина обсуждается) уменьшить ставку до 15 процентов. Далее - свести ЕСН к символическим 2 процентам.

В МЭРТ настрой оптимистичный. Но среди работодателей, которым, теоретически, такой ход реформы только на руку, настроения более сдержанные: маневрируя только одним рычагом - регрессией - подтолкнуть зарплаты из тени не удастся. А чем еще заинтересовать работодателей - нужно думать.
Российская газета , 6.02.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru