Лениградская Правда
24 APRIL 2024, WEDNESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Владимир Яковлев: "Опоздавших много"
4.11.2002 00:01
На прошлой неделе петербургские депутаты приняли городской бюджет. Теперь слово за Смольным - в течение двух недель бюджет должен одобрить губернатор Петербурга Владимир Яковлев. Сомнения в том, что это произойдет, возникли после того, как губернатор заявил, что не подпишет бюджет с "пакетной поправкой" (это сумма расходов, распределять которую каждый депутат может самостоятельно). Законодатели попытались найти компромисс, и эти средства фигурируют в бюджете уже как поправка бюджетно-финансового комитета.

- Вы подпишете бюджет на следующий год?

- В уставе города записано, что 2% [расходов бюджета] направляется на поправки депутатов. Но прокуратура и Бюджетный кодекс не позволяют этого делать, поэтому устав надо менять.

Когда мы направляли бюджет в Законодательное собрание, я предупреждал комитет финансов, что мы можем оказаться в ситуации примерно такой, как в предыдущие годы. В какой-то, знаете, средней, полузаконной ситуации. И поэтому я принял решение - коллективную поправку не принимать, несмотря на то что комитет финансов подготовил бюджет с коллективной поправкой.

Во втором и третьем чтениях депутаты и комитет стали вести поиски того, как обозначить эту поправку в новой форме. У меня есть две недели на проработку вопроса. Сегодня существует возможность подписания бюджета. Но двухпроцентную поправку объемом в 1 млрд руб. мы можем не исполнять в полном объеме, если она не будет подтверждена конкретными адресами, обеспечена проектно-сметной документацией.

- Но ведь бюджет был внесен с этой поправкой. Зачем же вообще было ее туда вписывать?

- Ну, наверное, можно вспоминать, почему вообще так плохо мы живем. Я думаю, не в этом сейчас заключается наша роль.

- В чем вообще особенность петербургского бюджета?

- Бюджет 1996 г. составлял 9,5 млрд руб. , проект бюджета на 2003 г. - уже 77 млрд руб. Даже с учетом инфляционной составляющей в сопоставимых цифрах он гораздо больше бюджета 1996 г. Главная стратегическая задача, под которую он строился, - создание нормальных условий для проживания всех.

Начиная с 1996 г. бюджет был социально ориентированным, направлен на повышение заработной платы тех, кто участвует в бюджетном процессе, направлен на развитие. Мы, кстати, с 1996 г. шли на то, чтобы не повышать налог на прибыль, снижать другие налоги. И мы оказались правы. Пилотный вариант, принятый в Питере, впоследствии распространялся на всю Россию.

Мы пошли по пути создания бездефицитного, а затем и профицитного бюджета. Это было нужно для того, чтобы погасить долги, мы брали кредиты, размещали еврооблигации на $300 млн. Мы погасили их точно в установленный срок, в июне 2002 г. И теперь у нас появилась возможность перейти к дефицитному бюджету.

Дефицит небольшой. Он направлен на развитие. Городским законом мы создали Фонд инвестиционных проектов, через который будут реализованы жизненно важные для города проекты - такие, как развитие дороги - дублера Московского проспекта, подземные коллекторы для станций аэрации.

- Во сколько обойдется Петербургу 300-летие? И сколько денег принесет? Сколько, например, выделяет федеральный бюджет на подготовку к юбилею?

- И перед нами в долгу федеральные ведомства, и мы в долгу перед населением. Длительное время не реконструировались инженерные коммуникации и фасады, много коммунальных квартир, дороги плохие. И мы решаем эти проблемы в течение последних нескольких лет. Разве можно отнести [эти расходы] к 300-летию? Нам все равно надо было эту работу выполнять. А 300-летие - это такой флажок, к которому надо привлечь внимание федеральных ведомств, президента. Мы постарались это сделать. Например, на строительство КАД федеральный бюджет выделяет около 5 млрд руб. , это серьезная прибавка к городскому бюджету. В некоторых субъектах федерации весь бюджет - 1 млрд руб.

Министерства и ведомства по поручению президента включились в реставрацию и реконструкцию своих объектов. Увеличили объем по Эрмитажу, Русскому музею. Константиновский дворец - огромная территория обустраивается.

Праздничные мероприятия будут проходить весь год, они начнутся 27 декабря этого года и плавно перейдут в главные торжества - с 23 мая по 1 июня 2003 г. Праздничная программа выстраивается в основном за счет внебюджетных источников, для этого создан фонд "Санкт-Петербург-300". Туда будет уходить минимум бюджетных средств.

- В последние два года Петербург получает очень большие суммы из федерального бюджета, несопоставимые с теми, что получают другие регионы. ..

- Действительно, суммы несопоставимые, потому что несколько лет назад нам почти ничего не давали. И руководители некоторых объектов - например, Ботанического сада - оказались не подготовленными с проектно-сметной документацией. Потому что десятки лет они просили, а им давали только на коммунальные услуги и зарплаты. Сейчас мы заставляем их готовить проектно-сметную документацию, чтобы процесс двигался и дальше.

- Глава Минэкономразвития Герман Греф, недавно выступая в Петербурге, обещал прекратить финансирование объектов, документация по которым не готова. Как вы думаете, это реальная угроза, какие объекты могут остаться без денег?

- Я считаю, что это не угроза, это правильная постановка вопроса. И я ставлю вопрос таким же образом, как Герман Оскарович. Но то, что выделено, будет, безусловно, исполнено. А на будущее это правильное предупреждение: если до 1 марта объекты, включенные в адресную программу 2003 г. , не будут обеспечены проектно-сметной документацией, надо снимать [финансирование] и перераспределять среди тех объектов и заказчиков, которые все имеют. Считаю, что это справедливо.

- Уже понятно, кто бесспорно попадает в программу?

- Допустим, Музей связи. Неплохо все подготовили, колоссальный объем уже выполнен. Даже если будет введена первая очередь, можно поздравить министра связи Реймана с тем, что он сделал огромную работу. Могу сказать только слова благодарности.

То же самое могу сказать по Русскому музею, по Эрмитажу, по Академии художеств.

- А что не успеют отреставрировать к 300-летию?

- Мне часто приходится отвечать на этот провокационный вопрос - и журналистам, и тем, кто приезжает из Москвы. К 300-летию, конечно, невозможно все сделать. К числу неплохо продвигающихся объектов я мог бы отнести и Петропавловскую крепость, но ее невозможно в полном объеме привести в порядок к 300-летию. Надо вести исследовательские и реставрационные работы на протяжении еще десятка лет. Там постоянно будет что-то ремонтироваться. Казанский собор нельзя сделать за один год.

- А не прекратится ли золотой дождь федеральных денег в 2004 г. ?

- Золотого дождя не было никогда. Объекты федеральные в городе остаются, и дело федеральных министерств - содержать их.

Наверное, [средств из федерального бюджета] будет меньше. Потому что бюджеты 2003 и 2004 гг. , наверное, будут не самые богатые, учитывая ситуацию с выплатой долгов, сокращение налогового бремени.

Перераспределение в пользу федерального центра налогов болезненно для субъектов федерации. За три года город потерял 23 млрд руб. В 2003 г. городской бюджет потеряет 11 млрд руб. за счет перераспределения акцизов на табачные изделия.

- Как вы относитесь к реформам, которые предлагает комиссия заместителя руководителя администрации президента Дмитрия Козака?

- Субъект федерации будет распоряжаться всеми теми суммами, которые зарабатывает на своей территории. Это достаточно приличные суммы. Хотя межбюджетные отношения, налоговая политика должны выровняться, мы должны представлять себе хоть какую-то перспективу. Не могут налоги определяться на один год, не может тарифная политика меняться несколько раз в году. Это действительно создает нервозность и провалы в экономическом развитии.

Отношения [между центром и регионами] надо установить на уровне законов. Каждый должен нести свой чемодан. Главное, чтобы этот чемодан не оказался для кого-то непосильным. Можно перенести ответственность в центр, и это уже начинают делать. Министерства и ведомства создают региональные дирекции, заказчиков на территории. Но разве можно из центра руководить каждым объектом по такой огромной территории?

Лицензирование постепенно переходит в центр. Из Санкт-Петербурга час лету, будут летать в Москву, тратить деньги, стоять в очереди и решать задачи с получением лицензий. А с Дальнего Востока? Разве это правильно?

Необходимо определить самодостаточность территорий и понятные функции для центра и для территорий.

- Как вы считаете, от каких полномочий регионы готовы отказаться?

- Сегодня на территории столько полномочий, столько обязательств. Городское и жилищно-коммунальное хозяйство - это дома, дороги, коммуникации, заработная плата, транспорт.

Президент отмечал уже не раз - если принимается федеральный закон, он должен обеспечиваться материально. К сожалению, это пока не исполнялось и работало только в одну сторону - закон принимали на федеральном уровне, а исполнение с федеральными обязательствами направляли на территории.

- По каким федеральным обязательствам приходилось платить Петербургу?

- Таких вопросов очень много. Детское питание в школах. Бесплатный проезд военных - это сотни миллионов рублей. Льготы на оплату коммунальных услуг различных категорий. Оплата за предоставление транспорта для инвалидов.

- То есть для Петербурга новые межбюджетные отношения, когда городской бюджет не должен будет выполнять обязательства федеральных органов, просто благо?

- В принципе, да. Только при условии, когда эти законы будут приняты, прописаны и станут понятными для нас.

- Часто говорят, что новым компаниям довольно сложно выйти на петербургский рынок.

- Я полагаю, что в основном это зависит от администрации. Не случайно с 1996 г. мы начали создавать климат максимального благоприятствования для бизнеса и финансовых структур. И вот результат: в 1995 - 1996 гг. инвестиции составляли $100 - 150 млн. А в прошлом году - $1,2 млрд. В этом году цифра не уменьшится.

Я могу сказать, что многие организации приходят и с большим удовольствием развиваются здесь. Последний пример - компания Metro Cash & Carry, которая недавно начала строительство и уже просит несколько новых участков под торговые комплексы.

А вот кого вы называете, я не знаю.

- IKEA вела переговоры с городской администрацией с 1998 г. , а на днях достигли предварительных договоренностей о строительстве торгового центра с правительством Ленинградской области.

- IKEA искала, где полегче, где получше. Пыталась построить [торговый центр] в области, привязавшись к коммуникациям города. Мы на такие условия не соглашались. Сейчас они опять бегают, хотят что-то найти. Я думаю, что они уже опоздали. Недавно Мебельная фабрика N 1 открыла вторую очередь магазина "Мебель-Сити".

Таких опоздавших уже достаточно много.

Посмотрите, как развивается территория в районе аэропорта "Пулково". А ведь никто не хотел приходить туда, сколько мы ни приглашали. До тех пор, пока мы из бюджета не выделили деньги на подготовку инженерной инфраструктуры. Теперь мы продали участки, вернули деньги.

- Каких инвесторов, на ваш взгляд, можно ждать в городе? В гостиничный сектор почему-то мало кто из западных операторов решается вложить деньги. Marriott и Hilton, например, давно уже ходят кругами, но пока не участвуют ни в одном проекте.

- Да, но они кругами ходят. А у "Невского паласа" появился новый оператор. Фирма Morrison давно ходит вокруг пятна на площади Островского. Они готовят проектную документацию, постоянно ведут поиски инвестора. Заплатили часть средств в городской бюджет. Видимо, пока еще их финансовые вопросы не решены.

По "Невскому паласу" мы вели долгую работу, практически со всей Европой. Отель строился в конце 80-х гг. , горисполком брал кредиты, а отдавать их должна была уже администрация. По "Паласу" накопилось порядка $140 млн долгов. В результате фирма Corinthia приобрела весь пакет акций, а мы избавились от долгов.

- На прошлой неделе город расстался со своим пакетом гранд-отеля "Европа".

- По "Европе" такая же ситуация. Долги накапливались. До 1 января 2004 г. Nordic bank должен получить порядка $11 млн. Опять из городского бюджета? Гостиница доходов не дает. Дивидендов мы не имеем.

- Но ведь гостиничный бизнес - один из самых доходных. Почему же нет дивидендов? Может, управляли "Европой" неправильно?

- Управляли многие годы неправильно. Многие годы неправильно формировался инвестиционный процесс. Нам все это приходится ломать, исправлять.

- Почему так не везет гостиницам? Ведь, кажется, сам бог велел развивать туристическую инфраструктуру?

- Давайте вспомним 1996 г. , когда все кричали в один голос: "Зачем городу гостиницы? " А я уже тогда убеждал, что городу обязательно нужны гостиницы.

Поэтому сейчас два десятка гостиничных комплексов находится в работе. Потребуется еще больше.

БИОГРАФИЯ:

Яковлев Владимир Анатольевич родился 25 ноября 1944 г. в городе Олекминске Якутской АССР.

Закончил Ленинградский монтажный техникум, а позднее - Ленинградский Северо-Западный политехнический институт по специальности "капитальное строительство и реконструкция".

Работал мастером на стройке, управляющим ремонтно-строительным трестом, главным инженером территориально-производственного жилищного хозяйства.

С октября 1993 г. работал первым заместителем мэра Санкт-Петербурга, возглавляя комитет по управлению городским хозяйством. В 1996 г. выиграл губернаторские выборы у мэра Петербурга Анатолия Собчака.

С 1996 г. - губернатор Санкт-Петербурга.

Президент ассоциации "Северо-Запад", объединяющей глав исполнительной и законодательной власти 12 субъектов федерации Северо-Западного региона России.
В 2000 г. на выборах губернатора Санкт-Петербурга переизбран на второй срок.

Кандидат экономических наук, профессор кафедры горного хозяйства в Политехническом университете, академик Международной инженерной академии. Заслуженный строитель России.

Награжден орденом Почета.

Женат, имеет сына.

Ведомости , 4.11.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru