Лениградская Правда
25 APRIL 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Федеральные леса и зайцы
7.08.2002 00:01
Продержавшись чуть больше недели, угас сенсационный слух о том, что в правительственных коридорах готовится законопроект о "национализации недр". Выяснилось, что в предложениях "комиссии Козака" никаких положений о передаче в государственную собственность добытых полезных ископаемых нет. Более того, предложения об изменении закона "О недрах", подготовленные комиссией по разграничению полномочий между различными уровнями власти во главе с заместителем руководителя администрации президента Дмитрием Козаком, гораздо более либеральны, чем ныне действующие.

Речь идет о замене существующего административного характера лицензионных соглашений на гражданско-правовой - это должно умерить предпринимательскую деятельность власти. Иначе, как считают бизнесмены, "при сегодняшних отношениях инвестор бесправен". Но для этого в имущественное законодательство должны быть внесены большие изменения.

Некоторые действующие законы не соответствуют новым, выработанным комиссией Козака принципам "разделения юрисдикции властей" в сфере управления и распоряжения природными и иными материальными ресурсами. Один из ее членов, первый замминистра имущественных отношений РФ Дмитрий Аратский, считает главной проблемой то, что полномочия по регулированию отношений в области управления, распоряжения и использования природных ресурсов бессистемно перемешаны между уровнями власти. Они зачастую декларативны и не предусматривают обязательного исполнения и конкретных механизмов реализации, считает Аратский. Эти выводы основаны на проведенной экспертизе действующего земельного, водного, лесного, градостроительного, приватизационного законодательства, а также законодательства о государственной регистрации прав на недвижимость, о недрах и об особо охраняемых природных территориях.

- Сейчас в федеральных законах сплошь и рядом прописано управление ресурсами по известной схеме - "у семи нянек дитя без глазу", - констатирует Аратский. - В целом ряде федеральных законов полномочия органов публичной власти на различных уровнях были либо не разделены, либо прямо предписывалась совместное осуществление полномочий. А это противоречит Конституции.

- Какие же законы не прошли испытание?

- Существенным изменениям подвергнутся 32 федеральных закона, действие 11 из них предлагается прекратить. Например, законы о государственном земельном кадастре, о землеустройстве, об архитектурной деятельности, о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Значительно будут пересмотрены полномочия органов публичной власти по образованию особо охраняемых природных территорий.

А вот недавно принятые Земельный кодекс и закон о приватизации государственного и муниципального имущества подвергнутся незначительным изменениям - в них достаточно жестко разграничены полномочия для различных уровней власти, считает комиссия.

Добиваясь упорядочения имущественных отношений, прежде всего следует определиться в вопросе собственности на ресурсы и имущество. Пока не определен публичный собственник ресурсов и имущества, непонятно, от чьего имени в гражданских правоотношениях выступает тот или иной орган публичной власти.

Распределение природных ресурсов "по собственникам" предложено производить с учетом специфики управления и общенациональной значимости. Так, животный мир должен находиться в федеральной собственности.

- Согласитесь, - поясняет Аратский, - трудно представить себе птиц, которые могут мигрировать почти по всей территории России и при этом быть муниципальной собственностью.

- Значит, все зайцы и вороны будут федеральной собственностью? А остальные ресурсы - лес, недра, водные объекты?

- О тотальной передаче природных ресурсов в федеральную собственность речи не идет. Так, участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, предложено отнести к собственности субъектов федерации. А леса, расположенные на территории поселений, - в муниципальную собственность. Отстранять субъекты федерации и местные власти от распоряжения ресурсами никто не собирается. К примеру, на муниципальном уровне предложено сконцентрировать полномочия, связанные с обеспечением нужд населения в пользовании землей, лесом и водными ресурсами, а также полномочия по регулированию градостроительной деятельности, управлению особо охраняемыми территориями в границах муниципалитетов.

При нынешней системе лицензирования защищенность предпринимателей от бюрократии минимальна, считают в комиссии Козака. Права, обязанности и ответственность сторон четко не определены, а один из важнейших факторов рыночной экономики -- возможность гражданского оборота прав заблокирован. По словам Аратского, практика лицензирования скорее всего будет заменена договором концессии, достаточно распространенным в мировой практике управления ресурсами. Права же на использование природных ресурсов будут предоставляться исключительно на конкурсной основе. Однако высокопоставленный источник "Известий" в правительстве считает, что в рентных отношениях должны использоваться все инструменты, включая и лицензирование, и концессию. И это должно быть отображено в Концепции.

- Как же решился главный вопрос о земле - чья она будет?

- Сегодня все земли, за исключением находящихся в частной собственности, являются государственной собственностью. Идет процесс ее разграничения на собственность федерации, субъектов и муниципальную. Одновременно необходимо решать и другую проблему: в свое время права на землю и иную недвижимость были разобщены. Огромное количество приватизированных предприятий стоит на земле, которая находится в государственной собственности. Максимально быстро надо передать эти участки в собственность владельцам недвижимости, которая на них расположена.

У государства, считают в комиссии Козака, в перспективе должны остаться лишь земли, которые используются для государственных и муниципальных нужд или зарезервированы для этих целей в соответствии с федеральным законом. Иначе нельзя, государство хозяйствовать по-рыночному не умеет - принципиально иной подход. Это относится и к земле, и к любому другому имуществу.

- Публичная власть любого уровня одинаково неэффективно управляла, управляет и будет управлять имуществом, - убежден Дмитрий Аратский. - У тех же муниципалитетов не может быть имущества, которое по смыслу рыночной экономики должно быть в частных руках. К примеру, продовольственных магазинов.

- На какой опыт вы опирались при подготовке своих предложений?

- Модели эффективного управления ресурсами и имуществом существуют в Германии, Франции, Австралии, странах Скандинавии.

- А что изменится для простого гражданина?

- Условия жизни. С одной стороны, понятнее станет работать предпринимателям, а с другой - повысится эффективность государственного управления, что в конечном итоге скажется на благосостоянии граждан. Но пока взаимоотношения власти и общества непрозрачны и непредсказуемы, эти задачи не решить.
Известия , 7.08.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru