Лениградская Правда
19 APRIL 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Виктор Юраков: Мучительно ищу позитив в работе Комитета экономики...
25.07.2002 00:01
Исполнился год, как был создан Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) администрации Петербурга. Новый комитет, которому прочили роль ключевой структуры экономического блока администрации, так и не отличился никакими значимыми в масштабах экономики города проектами, программами, реформами. По сравнению с другими подразделениями администрации, КЭРППиТ оставался в тени. Зачастую о нем вспоминали лишь в связи с какими-либо скандалами или критикой, звучавшей на заседаниях правительства. В последнее время активно циркулируют слухи не только о возможной отставке председателя КЭРППиТ Сергея Ветлугина, но и об очередной реорганизации комитета. Свой взгляд на ситуацию "Известиям" высказал Виктор Юраков - директор Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов, президент Межрегионального фонда делового сотрудничества "Развитие регионов", председатель Политического совета общественно-политического движения "Единство" (Санкт-Петербург).

- Я убежденный противник столь частых реорганизаций, затрагивающих такой крупный комитет, - они болезненно сказываются на работе. Один год - срок небольшой, хотя вполне достаточный, чтобы организовать эффективную работу, чтобы председатель комитета "вписался" в команду губернатора, наладил плодотворное сотрудничество с другими вице-губернаторами.

КЭРППиТ так и не стал базовым комитетом, отвечающим за экономическое развитие города, структурой, с которой взаимодействуют другие комитеты администрации. В кабинете, который занимает сейчас Сергей Ветлугин, многие годы работали председатели плановой комиссии исполкома Ленсовета, отвечавшие за городское хозяйство. В свое время экономикой города достаточно успешно руководили Алексей Большаков, Георгий Хижа, Алексей Кудрин, Илья Клебанов. Некоторые из них сделали удачную карьеру и на федеральном уровне. Но никогда столь ответственное подразделение администрации не возглавлял человек, ранее не имевший отношения ни к промышленности, ни к экономике города. Я знаю Сергея 15 лет и был искренне рад, когда он возглавил КЭРППиТ. Надеялся, что специалист с дипломом "инженер-механик" и выпускник Высшей партийной школы все-таки сможет организовать работу комитета. Этого не произошло.

- Что же не удалось г-ну Ветлугнну?

- Начнем с того, что он не сформировал в КЭРППиТ команду профессионалов. Да, получив весьма тяжелое наследство, Ветлугин провел масштабную кадровую чистку, "отжал" из комитета отдельных деятелей, связанных с криминалом. Но даже спустя год нельзя сказать, что на их место пришли настоящие высококвалифицированные специалисты с хорошей профессиональной репутацией, образующие единую команду. Ни в одном комитете нет такого количества кабинетов, на дверях которых - пустые таблички. Почему же в комитет приходят люди, которые в силу своего профессионального опыта не способны решать задачи, возлагаемые на это подразделение? Например, первым заместителем председателя КЭРППиТ, отвечающим за макроэкономическую политику администрации, за инвестиционную политику и т. д., становится менеджер небольшой консалтинговой фирмы. За промышленную политику, за развитие транспортной инфраструктуры, за распоряжение госсобственностью (в том числе за бесконечно затягиваемое реформирование ГУПов) отвечает бывший банковский служащий. Как известно, "кадры решают все", и Ветлугин должен был бы всерьез задумываться, с кем он собирается работать. Проведение целенаправленной кадровой политики в структурах администрации - одна из ключевых функций руководителя канцелярии губернатора. Думаю, с приходом Александра Дмитриевича Беглова эти вопросы будут решаться в целом более эффективно.

Пока же неудивительно, что КЭРППиТ, состоящий из более чем 200 человек, не в силах сам подготовить Программу социально-экономического развития города. Привлекаются сторонние структуры, тратятся бюджетные деньги, при этом правительство города оценивает ход работы неудовлетворительно. Между тем практика передачи заказов различным научно-исследовательским институтам и проектным бюро, по сути выполняющим функции, за которые чиновникам КЭРППиТ платят зарплату, становится нормой. Так готовилась амбициозная программа развития метрополитена и наземного транспорта на период до 2015 года, обошедшаяся городу в миллионы рублей. То же с программой перепрофилирования и вывода промышленных предприятий из центра города, которая к тому же была представлена на полгода позже, чем это предусматривалось правительством. На фоне этого бездействия другие комитеты, в частности КУТИ, Комитет по строительству, предлагают нетрадиционные и весьма перспективные способы решения проблем. Они пытаются действовать своими силами (вспомнить хотя бы создание Агентства по развитию территории Выборгской стороны). Комитет экономики не должен быть просто статистом, в лучшем случае собирающим информацию, - он должен ее анализировать и вырабатывать стратегию развития.

- И какими должны быть приоритеты экономического развития Петербурга?

- Во-первых, необходимо создавать условия для устойчивого экономического роста города. Традиционно ключевую роль у нас играла промышленность, но многие ведущие предприятия по-прежнему находятся в кризисе. Сегодня, когда очевиден провал политики реструктуризации предприятий "по Гришпуну", приводящей лишь к распаду производства и выбрасыванию на улицу квалифицированных специалистов, оказалось, что этими вопросами вообще никто не занимается. "Ленинградский Северный завод", близкий мне еще по работе в Военмехе, разваливается и с трудом пытается наладить выпуск мопедов. На "ЛОМО" на месте уникальных производств строится бензоколонка. На "Красном треугольнике", еще 5 лет назад отданном на откуп "инвесторам" из кипрских оффшоров, так и не появились миллионные инвестиции, напротив, в результате такого управления контрольным пакетом акций сегодня производство окончательно разрушено и разворовано. Даже в судостроении - едва ли не единственной успешно работающей отрасли промышленности - "Северная верфь" и "Балтийский завод" передрались между собой за один и тот же заказ. Подобных примеров масса, но не заметно попыток "разрулить" ситуацию. Отсутствует какое-либо государственное регулирование. Складывается впечатление, что чиновников вообще не волнует экономика города! В этом году мы не видели Сергея Ветлугина на проблемных предприятиях. Зато бывший глава "Нефтяного клуба Санкт-Петербурга" с удовольствием посещает мероприятия различных топливных компаний, например "NESTE", где бизнес и так бурно развивается.

Ни о каком экономическом росте нельзя говорить, пока в Петербурге не будут созданы понятные, предсказуемые условия для бизнеса. Нужно сглаживать конфликты, консолидировать экономический потенциал Петербурга, чтобы предприятия боролись не между собой, а с другими регионами за право получения выгодных заказов.

Во-вторых, в городе, где власти имеют реальное влияние на экономические процессы, где бизнес способен договариваться, где люди выполняют свои обязательства, возникает совсем другой климат для привлечения инвестиций. Тем самым город будет повышать свою конкурентоспособность - в том числе и в плане привлечения действительно серьезных инвесторов, вкладывающих средства не в финансовые спекуляции, а в основные фонды, в создание и развитие производств. Сегодня же крупные инвесторы и потенциальные налогоплательщики выбирают не Петербург, а Ленобласть (например, тот же "Филипп Моррис". "Катерпиллар", "Форд" и т.д.). Председатель КЭРППиТ чуть ли не половину рабочего времени проводит в загранкомандировках, выполняя представительские функции (разве не Комитет по внешним связям должен этим заниматься!), но мы не видим плодов этой деятельности.

В-третьих, реально поддерживая малый бизнес, вовлекая в активную экономическую жизнь как можно большее количество людей и создавая тем самым средний класс, мы закладываем основы современной, цивилизованной экономики, расширяем налогооблагаемую базу. Скандально известная программа поддержки малого предпринимательства, предложенная КЭРППиТ. абсолютно не способна решать эти задачи, не содержит необходимых экономических инструментов. Но она идеальна для злоупотреблений, которые и были выявлены различными контролирующими и правоохранительными структурами. Характерную оценку программе дали депутаты ЗакСа, сняв с нее 21 млн. рублей и направив их на более понятные цели...

- Может ли КЭРППиТ способствовать выстраиванию отношений города с федеральным центром?

- Разумеется. Мне не известно, чтобы комитет и его председатель инициировали рассмотрение на уровне правительства РФ каких-либо вопросов, имеющих практическое значение для Петербурга. Чтобы предлагать и отстаивать проекты, позволяющие городу зарабатывать, нужно гораздо больше профессиональных усилий, чем просто при "выбивании" денег по уже существующим программам. Но и это не очень удается! Практически по всем федеральным объектам, включенным в программу подготовки к 300-летию, центр не выполняет своих обязательств. К примеру, по данным за первый квартал 2002 года, строительство дамбы профинансировано только на 10 млн. руб. вместо 180 млн. руб.. на восстановление Кировско-Выборгской линии метро выделено 15 млн. руб. из 567, 5 млн. руб., на Русский музей - 42 млн. руб. (вместо 314 млн. руб.), на строительство нового здания Российской национальной библиотеки - 5 млн. руб. (из 72 млн. руб.), на нужды музея-заповедника "Царское Село" - 18 млн. руб. из 90,5 млн. руб., на музей- заповедник "Петергоф" - 15 млн. руб. из 87 млн. руб. и т. д. Кто, как не руководитель ключевого экономического подразделения администрации, должен решать эти вопросы в интересах города? Может быть, на этом посту должен быть человек, пользующийся гораздо большим авторитетом и доверием в федеральных структурах, имеющий хорошие личные связи с их руководителями, наконец, испытывающий желание активно работать в интересах города?!

- Каковы, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы КЭРППиТ?

- Мучительно ищу позитив в работе Комитета экономики, чтобы не выглядеть необъективным... Думаю, здесь нужен серьезный анализ причин такой работы комитета на уровне правительства города и столь же непростые решения на этом же уровне.
Александр Игнатьев , Известия-СПб , 25.07.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru