Лениградская Правда
29 MARCH 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Владимир Кожин: "Нам до конца года придется с этими "штуками" разбираться"
3.06.2002 00:01
Владимир Кожин во главе Управления делами президента - полная противоположность скандально известному предшественнику. Даже имя-отчество Бородина журналисты до сих пор пишут и произносят фамильярно - Пал Палыч. А спроси сегодня, кто руководит огромной хозяйственной империей первого лица государства, - так немногие и вспомнят. Бородин был шумным, картинным, производя эффект всяким своим проявлением - в делах и светской жизни. Кожин старается не светиться даже в тех случаях, когда ситуация прямо располагает к этому. Вот на днях Владимир Путин напутствовал футбольную сборную перед поездкой на чемпионат мира. Встреча происходила в санатории "Бор" в Ватутинках и широко подавалась телеканалами. Но кто бы знал, что мастер сцены и декораций - Кожин. Он, кажется, не публичный человек по натуре, а не потому, что так понимает свою роль хозяина Управления делами. Он сдержан в общении, не позволяет увлечь себя в разговоре. Он не привлекает внимания к своей персоне и практически не дает интервью. Но удивительно, что, согласившись, Кожин отвечает на все вопросы подробно, не виляя и не отделываясь фальшиво многозначительным "это не для печати".

- Дойдут ли до суда ваши претензии на фирменную марку газеты "Известия"?

- Мы не горим желанием засудить кого-то. Никто не собирается снимать с газеты логотип. Наша задача - вернуть государству принадлежавший ему редакционно-издательский комплекс "Известия". Если помните предысторию, издательство и газета были несколько десятилетий одним целым. Потом начались известные процессы - приватизация, разделение. Практически весь комплекс был отчужден от государства. Придя в УД, мы подняли документацию. Анализ показал, что "Известия" потеряны государством незаконно и без всякой выгоды. На сегодня мы завершили судебные процедуры против компании "ЛУКОЙЛ-Гарант", которой по документам принадлежал имущественный комплекс "Известий". Теперь он возвращается в собственность государства и на баланс УД. Скоро решения вступят в законную силу, и, надеюсь, до Высшего арбитражного суда дело не дойдет. Хотя те, кто участвовал в приватизации, еще пытаются выстроить линию обороны. Что касается газеты, то она занимает небольшую часть комплекса. С ее брэндом тоже много спорного. В ходе приватизации газеты ею подавались заявки на логотип, но до конца так толком и не оформили. У нас остались свидетельства о принадлежности фирменной марки. Поэтому сейчас мы стараемся спокойно найти компромисс с газетой. Без судов в отличие от жестких юридических процедур по возврату имущества "Известий".

- В чем может состоять компромисс УД с журналистами?

- Конкретные варианты еще проговариваются. Мы хотим сделать так, чтобы к этому вопросу больше не возвращаться. А буквы "Известия" на здании комплекса на Пушкинской площади никуда не исчезнут - это уже история.

- Что ответила Украина на вашу просьбу передать 19 крымских здравниц российскому УД?

- Не знаю, откуда взялась такая цифра. Мы действительно ведем переговоры с УД президента Украины по ряду крымских здравниц. Их меньше чем 19. В советские времена они находились в ведении 4-го Главного управления Минздрава СССР, впоследствии принадлежали УД ЦК КПСС. В конце апреля этого года на традиционной встрече совета управляющих делами стран СНГ в Крыму мы обратились с заявкой к украинским коллегам - передать нам в аренду несколько санаториев и курортов, где могли бы отдыхать российские госслужащие, да и не только они. Какое количество объектов и на каких условиях передаст нам Украина, пока сказать не могу. Наши коллеги разбираются сейчас с правами собственности. Но мы договорились, что уже этим летом начнем использовать на арендных началах ряд санаториев.

- Об УД ходят разговоры как об империи, но исключительно закрытой. Что входит в ее состав?

- Мы выстраиваем структуру, которая обеспечивает нормальную работу в высших органах власти. Для этого мы что-то сохраняем и развиваем, а от чего-то избавляемся. Первый блок - недвижимость, все комплексы Кремля, Белого дома, высших судов, Госдумы, Совета Федерации, Счетной палаты, ЦИК. Для их повседневной работы действует шесть автотранспортных хозяйств с 3500 единицами машин. В этом же блоке авиакомпания "Россия", речные суда, другой вспомогательный транспорт. Всю инфраструктуру, связанную со здоровьем и отдыхом, мы преобразовали в крупные комплексы. Так легче управлять и реконструировать десятки санаторно-курортных учреждений, разбросанных по стране. У нас заметные объемы строительства, сектор АПК, в который стараемся ввести конкурентные отношения. В отдельный блок сведено материально-техническое обеспечение органов власти. До сих пор каждый из властных институтов пытался обеспечивать себя всем необходимым, создавая свою снабженческую структуру. В результате персонал раздут, средства распыляются. Теперь мы занимаемся построением единой тендерной системы закупок в рамках закона о госпоставках.

- Почему не удалось централизовать закупки материально-технических ресурсов для администрации президента, правительства и парламента в подчиненном вам "Предприятии по поставкам продукции"? До сих пор оно имеет копеечные обороты, занимаясь исключительно приобретением канцтоваров.

- Не совсем так. Мы консолидировали систему транспортного обеспечения. Более взвешенно анализируем все ситуации, чтобы убрать левые закупки. И не потому, что лично мне так хочется. Если вы выходите на рынок и хотите купить вагон бумаги, то вам ставят одни условия, а если 10 вагонов, то с вами говорят совсем иначе. У ФГУП "Предприятие по поставкам продукции" только один из последних контрактов - несколько миллионов долларов. Словом, централизация идет. Не так быстро, как хотелось бы. .. Мешает инерция, сопротивление тех структур, которые были созданы в министерствах для снабженческих функций. Кто же добровольно захочет расстаться с "жизнью"? Тем не менее уже в следующем году у ФГУПа будет оборот в десятки миллионов долларов.

- Какова стоимость имущества, находящегося на балансе УД?

- Вскоре у нас состоится коллегия и мы получим основные цифры. Предварительно это сотни миллиардов рублей. Хотя балансовая стоимость необходима нам для операций с бюджетом, она мало о чем говорит. По некоторым объектам стоимость просто смешная, а рыночную оценку никто не делал. Да и как оценить, к примеру, музей Московского Кремля? Рыночная оценка нужна бизнесмену, потому что это его активы. Мы тоже можем пригласить специалистов для проведения рыночной оценки, скажем, Спасской башни. А дальше что? Мы же не будем ее закладывать или ценные бумаги под нее выпускать.

- Каково ежегодное соотношение бюджетного финансирования и собственных доходов УД?

- Примерно 50:50. Если точнее в рублях, то самостоятельно УД зарабатывает 10 - 11 млрд руб. , а из бюджета получает 10 - 10,5 млрд руб. Но по отдельным направлениям бюджетное финансирование составляет 10%. Добираем за счет оздоровительных комплексов, аренды недвижимости, транспортных услуг.

- Согласно приложению к бюджету этого года предприятия УД пользуются льготами по федеральным налогам.

- Нет никаких льгот. Можете спросить главу МНС Геннадия Букаева. То, что имеет УД, регламентировано Бюджетным кодексом. А имеем мы около 60 бюджетных учреждений, которые платят все налоги, кроме одного - налога на имущество. А еще примерно 140 юридических лиц - это федеральные ГУПы, они - субъекты хозяйственной деятельности, выплачивающие все налоги, предусмотренные законодательством.

- Чем закончилась история с закупкой по скандальным ценам оборудования для ремонта санатория "Ватутинки", которым занимался ваш ГУП "ОПК "Бор"?

- Ничем. "Золотые" джакузи и "позолоченные" унитазы - не знаю, кто и когда эту смету подмахнул. Это было до меня, поэтому я не стал досконально разбираться. При мне никаких необоснованных закупок не будет. Тот же ОПК "Бор" заканчивает сейчас значительный объект "Одинцово". Но процедура теперь простая - проведение тендера по любой закупке. Неважно чего - мебели, стройматериалов, подряда на строительство или услуги. Если не каждый день, то еженедельно я утверждаю результаты тендеров, организованных предприятиями УД. Можно посмотреть, это не секретная информация.

- Вы свернули проект 38 федеральных государственных имущественных комплексов (ФГИК) , включенных в орбиту ваших ГУПов и пользовавшихся налоговыми льготами. При этом в письме Михаилу Касьянову вы указали на хозяйственные нарушения.

- Таких комплексов вместе с филиалами и "дочками" расплодилось гораздо больше чем 38 - от Сахалина до западных границ. Но правовой основы для их деятельности в Гражданском кодексе нет. Они не могут существовать при УД и вообще существовать как форма собственности. Поэтому последовало решение о ликвидации ФГИК. Но тут мы столкнулись с серьезной проблемой. Прикрываясь принадлежностью к президентской структуре и гербовыми печатями, эти организации развили бурную деятельность - торговали лесом, рыбой, нефтью. Под вывеской развития производства и защиты трудового коллектива они не платили налоги. Тянулось это как минимум 4 - 5 лет. Мне как-то позвонил полпред по Сибирскому округу Леонид Драчевский. Пришли к нему какие-то люди, принесли пару контрактов, превышающих два бюджета Новосибирской области. Обещали возродить регион, а для начала просили поддержать бюджетными деньгами. На заявке значится: УД президента. Ну я и посоветовал Драчевскому: почитай, что написано ниже мелким шрифтом. Он говорит: ФГИК. Так все встало на места. Думаю, нам до конца года придется с этими "штуками" разбираться. В том числе с помощью правоохранительных органов.

- На баланс УД передаются значительные активы федеральной собственности России за границей. Как вы будете ею распоряжаться?

- Постараемся грамотно и эффективно. А как получится, спросите нас через год. Нам передается все то, что принадлежало более чем 40 министерствам и ведомствам, ИТАР-ТАСС, РИА "Новости", "Союзэкспортфильм", имущество бывших внешнеэкономических объединений. Это где-то половина всей загрансобственности. Вторая половина перейдет на баланс МИДа. Наша задача - дать дипломатам столько, сколько необходимо для исполнения их функций, а остальное загрузить так, чтобы приносило деньги казне. Важно уменьшить нагрузку бюджета по содержанию загрансобственности.

- По отчету Минимущества за 2001 г. сдача в аренду недвижимости за рубежом принесла ничтожные $14 млн. Где гарантия, что УД покажет реальную выручку?

- Теперь вы понимаете, почему министерства бились за то, чтобы удержать за собой имущество. Располагаясь в исторических особняках и огромных зданиях, они держали там 5 - 6 человек. По документам от аренды они получали центы за 1 м площади. Нам больше года потребовалось, чтобы выполнить формальную часть указа президента [от октября 2000 г. ] об улучшении использования зарубежной недвижимости. Сейчас, когда имущество с боем взято, мы проводим инвентаризацию, создали компьютерный банк данных. Параллельно формируем систему управления недвижимостью и ее юридическую защиту. Мы занялись наконец поиском и возвратом зарубежных активов. Знаете, как удивились болгарские власти, когда УД заявило претензии на крупный промышленный комплекс? Реакция была негативной, пока они не ознакомились с документами.

- Британское агентство Pinkerton в начале 90-х по заказу гайдаровского правительства составило отчет, из которого следует, что стоимость не утерянного к возврату советского имущества вовсе не $4 млрд, как утверждает Минимущество, а $400 млрд.

- Я хотел бы спросить: а как они считали? Что, они объехали десятки стран и внимательно изучили состояние сотен объектов? Какую методику оценки они применили для большого числа обветшавших, приходящих в упадок зданий? Кому в Монголии вы сможете сдать в аренду за большие деньги здания, которые почти рассыпались? Нам еще нужно доказать права на собственность СССР, потом отремонтировать недвижимость и только затем думать о коммерческом использовании.

- Юристы говорят, что с точки зрения международного права ваш ФГУП "Госзагрансобственность" не защищен государственным статусом и воспринимается как коммерческая организация. А поскольку Украина, Грузия и страны Балтии не сняли претензии на советское имущество за границей, то в случае иска иностранные суды могут наложить на него арест и отторгнуть в пользу спорящей стороны.

- С Грузией и странами Балтии мы закрыли тему. Переговорным путем. Они уже не препятствуют перерегистрации загрансобственности СССР на Россию. Только Украина не отозвала пока ноту из международных организаций. Здесь мы снова делаем упор на переговоры. Что касается "Госзагрансобственности", то она по закону имеет статус ФГУПа, является юрлицом РФ, осуществляющим коммерческую деятельность за рубежом. А там государство стоит на защите собственника. Нам надо только узаконить права России на недвижимость и аккуратно платить этой стране налоги. А уж та организация, которую государство уполномочит потом действовать от лица собственника, найдет варианты извлечения доходов от имущества. Крупнейшие европейские агентства по недвижимости предлагают нам свои услуги по аренде, совместной эксплуатации и ведению бизнеса. Тогда не останется места кривым схемам "по центу за квадратный метр" и порядок отчисления в бюджет существенно изменится.

- Что происходит с проектом восстановления Константиновского дворца в Санкт-Петербурге? Какова его сметная стоимость и кто подрядчик?

- Подрядчик отобран на конкурсе. Это консорциум "16-й трест и партнеры". Сегодня на объекте 2000 человек, работа идет в три смены с учетом белых ночей. Вначале смета тянула на $160 млн. Но когда мы начинали, то не представляли степень разрушенности и запущенности исторического комплекса. Ведь восстанавливается не только сам дворец, но и уникальная гидросистема, которая закладывалась при Петре I. Поэтому затратить придется не меньше $180 млн. Но потом комплекс в чем-то превзойдет знаменитый Петергоф.

- На какую сумму УД взяло подряды для восстановления исторического облика Питера в честь его 300-летия?

- Никаких подрядов мы на себя не брали, никто нам такие задания не давал. Сегодня УД занимается только воссозданием Константиновского дворца, который будет иметь статус государственного дворца конгрессов. Еще есть объект - восстановление госрезиденции на Каменном острове. Ее восстановление обойдется в несколько десятков миллионов рублей. К нашему имуществу относится также комплекс, где располагается полпред президента по Северо-Западному округу. Мы ведем там работы по поддержанию комплекса в нормальном состоянии.

- В каких банках обслуживаются счета УД? Отбирались ли они на конкурсе? Говорят о давнишних предпочтениях Межпромбанка.

- С Межпромбанком сегодня никаких отношений нет. Равно как и с другими коммерческими банками. Все счета предприятий УД обслуживаются в казначействе. В конце прошлого года эти счета в комбанках были в приказном порядке закрыты. Сейчас предприятия УД взаимодействуют только со Сбербанком.

- Каковы условия строительства комплекса "Кремлевский"? Правда ли, что французская фирма "Буиг" выиграла конкурс без оплаты?

- Они действительно выиграли тендер. Но потом французы в одностороннем порядке стали менять условия финансирования - растягивать сроки и уменьшать суммы на строительство. Поэтому мы были вынуждены остановить развитие проекта с этой компанией. Теперь мы отказались от тендера и ведем прямые переговоры о строительстве с итальянской, английской и турецкой компаниями. Выбор сделаем в начале июня.

- По закону о госзаказе вы обязаны отбирать компании на конкурсе.

- На "Кремлевский" не будет потрачено ни копейки из бюджетных средств. Поэтому здесь тендер необязателен. Собственно, и тендер, который выиграл "Буиг", мы проводили только ради получения экономического эффекта.

- Что изменилось в магазине УД "Кремлевский", переданном в управление сети "Перекресток"?

- О передаче речь не шла. Между ними нормальные партнерские отношения, и ТД "Кремлевский" будет торговать выращенной в наших хозяйствах экологически чистой продукцией на торговых площадях "Перекрестка".

БИОГРАФИЯ

Владимир Игоревич Кожин родился 28 февраля 1959 г. в г. Троицке Челябинской области.

В 1982 г. окончил Ленинградский электротехнический институт.

1982 - 1986 гг. - инструктор, заведующий отделом Петроградского РК ВЛКСМ.

1986 - 1991 гг. - инженер, старший инженер, главный специалист Научно-производственного объединения "Азимут".

1991 - 1993 гг. - возглавлял совместное предприятие "Азимут Интернэшнл".

1993 - 1994 гг. - генеральный директор Ассоциации совместных предприятий Санкт-Петербурга.

1994 - 1999 г. - руководитель Северо-Западного регионального центра Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю.

1999 - 2000 гг. - руководитель Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю.

С января 2000 г. - управляющий делами президента РФ.
Ведомости , 3.06.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru