Лениградская Правда
24 APRIL 2024, WEDNESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Балтийский Саша учит жизни железнодорожников
31.05.2002 00:01
Известного петербургского предпринимателя с необычной для этих краев фамилией Сабадаш друзья называют Саша-Большой. Но, похоже, у Большого вот-вот появится возможность сменить дружеское прозвище на более звучное — Саша-Балтийский. Потому что 17 мая он официально вступил в права акционера одного из старейших коммерческих кредитных учреждений — Балтийского банка. И вступил настолько явно, как никогда не позволял себе раньше при покупке крупных хозяйствующих объек-тов. Избранный на внеочередном общем собрании акционеров новый состав совета директоров не просто полностью сформирован командой Саши-Большого — сам Сабадаш ныне имеет 168 833 970 голосующих акций и записан первым в этом списке.

Однако в реальности ситуация с авторитетным кредитным учреждением, еще на заре российской капитализации начертавшим на своем знамени потешного морского конька, выгладит не столь очевидной. Потому как в конце апреля другая группа акционеров банка, к которой примыкает и топ-менеджмент, провела годовое общее собрание, утвердило отчет и бухгалтерский баланс, размеры прибылей и убытков, а также постановило выплатить по итогам работы за 2001 год дивиденды в размере двух рублей на одну акцию номиналом в рубль.

Налицо очередной крупный конфликт интересов и обычное в этом случае двоевластие — апрельское собрание акционеров тоже избрало новый состав совета директоров. Но в нем никак не представлены ни Саша-Большой, ни его напористая команда, между прочим купившая несколько месяцев назад на торгах 49,108% голосующих акций банка.

А еще за две недели до годового общего собрания сабадашевцы предприняли первую попытку захода на банк, в соответствии с действующим законодательством собрав акционеров. Но уже тогда было понятно, что появление новых действующих лиц принято топ-менеджментом Балтийского банка с глухой яростью. Отчего же?

Пакет акций, позднее приобретенный на торгах подконтрольными Сабадашу фирмами «Норфолк», «Милан» и «Сенатор», оказался в Российском фонде федерального имущества из-за того, что основной акционер банка — Октябрьская железная дорога — вел себя по отношению к государственному бюджету не лучшим образом. А именно — вовремя не платил налоги. В результате долги составили круглую сумму почти в полтора миллиарда рублей, и бдительные судебные приставы, по их же словам, арестовали наиболее ликвидный актив железнодорожников. Так акции перекочевали в РФФИ, которому нужна не чья-то банковская собственность, а живые бюджетные деньги. Поэтому желание Саши-Большого обменять одно на другое вызвало у государевых людей вполне объяснимое согласие. Более того, несмотря на все попытки, не удалось найти ни одного намека на то, что чиновники получили от покупателей некое подношение, иначе называемое взяткой.

Но легко расстаются с собственностью только в фильмах. Не желая упускать ликвидный товар - акции, должник как будто бы оспорил действия судебных приставов в суде. И суд, пойдя навстречу, попытался дать отсрочку по выплате долгов. Правда, судебных приставов об этом вовремя не известил, а те оказались "ребятами скорыми".

Немудрено, что на созванное Сабадашем первое апрельское собрание больше половины действующих акционеров не явилось. Ведь реальными пакетами акций Балтийского банка владеют юридические фирмы, близкие к Октябрьской железной дороге. Есть среди акционеров и обычные петербуржцы. Как правило, бывшие работники железной дороги, которым начальство в период всеобщей ваучеризации настоятельно посоветовало обменять «листики Чубайса» на акции своего родного банка. Который собственность не просто сохранит, а вскоре умножит. Что есть истинная правда — в минувшем году Балтийский банк только на благотворительные цели направил 3,5 млн рублей, уступив на ниве меценатства лишь Северо-Западному банку Сбербанка РФ. А благотворительность, как следует из российского законодательства, есть составляющая чистой прибыли.

В общем, полтора месяца назад Саша-Большой едва не потерпел фиаско. Но тут же пришел в себя, и в установленном порядке объявил повторное собрание, которое считается по закону правомочным, если созывают его акционеры, в совокупности владеющие 30 процентами голосующих акций.

В ответ раздосадованные таким упрямством железнодорожники провели уже упомянутое годовое общее собрание акционеров. А вслед за ним Сабадаш взял реванш, предварительно оповестив о нем всех мелких владельцев банка.

Сейчас в различных судебных инстанциях параллельно слушается два десятка дел, где истцами попеременно выступают обе противоборствующие стороны.

Осведомленные источники утверждают, что решительный бой еще впереди. Будто бы родственные Октябрьской железной дороге фирмы не прочь поучаствовать в возможной эмиссии акций Балтийского банка. С помощью нехитрой операции предполагается закачать в банк дополнительный капитал, тем самым обесценив стоимость имеющихся на данный момент акций. Если замысел удастся, доля «Норфолка», «Милана» и «Сенатора» значительно снизится, а Саше-Большому останется лишь получать установленные дивиденды или довольствоваться статусом еще одного седока на пересчитывающем железнодорожные шпалы морском коньке.

Но все может повернуться и по-другому. Как будто бы Балтийский банк Саше-Большому вовсе не нужен. Сабадаш неоднократно доказывал, насколько искусно он умеет извлекать выгоду от продажи проблемных предприятий. Кроме того, интересы петербургского предпринимателя лежат в иных плоскостях хозяйственной деятельности - успешный водочный бизнес и попытка строительства Всеволожского завода прокатных изделий по выпуску готовой продукции из алюминия и различных сплавов. И, что интересно, по части банковских операций у Сабадаша все в порядке.

Многое говорит о том, что в ближайшее время акции «Норфолка», «Милана» и «Сенатора» будут проданы какой-либо сильной финансовой структуре. Не исключено, покупателем станет МДМ-банк, принадлежащий агрессивному столичному банкиру Андрею Мельниченко. Свое наступление на петербургский банковский сектор Мельниченко начал несколько лет назад, активно внедрившись на рынок купли-продажи валюты физическим лицам.

Затем последовала экономическая экспансия Группы компаний МДМ, в результате чего в Петербурге был открыт рад предприятий самого разного профиля.
В прошлом году Сабадаш и Мельниченко схватились за «Фосфорит», один из крупных российских производителей минеральных удобрений. По одним источникам, схватились совместно, против племянника бывшего министра путей сообщения. По другим — между собой. Казалось, что МДМ умело переиграл Сашу-Большого и вытеснил его с предприятия. Но отступление было лишь хитрой уловкой - Сабадаш сделал несколько шагов по финансовому оздоровлению «Фосфорита» и с выгодой для себя скинул хозяйство на Мельниченко. Не прогадал и столичный агрессор, получив контроль за довольно перспективным экспортером минеральных удобрений. В результате оба участника сделки прониклись по отношению друг к другу, как говорится в таких случаях, взаимным уважением.

Партия Сабадаш — Мельниченко может повториться с тем же исходом. Особенно, учитывая, что года полтора назад МДМ-банк присоединил к себе Петровский народный банк вместе с топ-менеджментом, ранее работавшим в Балтийском.

Как скажется подобный передел банковского сектора на экономике Петербурга? В любом случае, более защищенными станут клиенты Балтийского банка — и юридические лица, и обычные граждане. Потому что происходящие пертурбации освободят этот банк от чрезмерной опеки со стороны полувоенного железнодорожного ведомства, живущего по самостоятельно устанавливаемым для себя законам. Кроме того, потенциальная возможность железнодорожников в любой момент вынуть из банка свой капитал заставляет задуматься, не повторит ли старейший петербургский банк судьбу своих менее удачных собратьев? Ведь даже самый умелый машинист вряд ли способен провести по рельсам одноколесный паровоз.
Известия – СПб , 31.05.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru