Лениградская Правда
24 APRIL 2024, WEDNESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Скандальный проект
14.04.2002 00:01
Когда в минувший вторник в северной столице стало известно о том, что Генеральная прокуратура РФ возбудила уголовное дело по нецелевому использованию кредита акционерным обществом "Высокоскоростные магистрали" (см. "Труд-7" за 11.04 с.г.), это мало кого из горожан удивило. За минувшие десять лет за РАО "ВСМ" закрепилась в городе репутация весьма сомнительной организации.

Это РАО было создано в период "полураспада" СССР, в самом начале 90-х. Кабинет министров обновлялся тогда довольно часто, министры едва успевали вникнуть в суть дела, принять то или иное "судьбоносное" решение, - как их отправляли в отставку. Так произошло и с А. Большаковым, бывшим очень недолго вице-премьером правительства. Именно он лоббировал в Кремле интересы акционеров-"скоростников". Вскоре после того, как необходимые указы президента были подписаны, Большаков ушел в отставку. Но дело, им начатое, набирало обороты. И - "забирало" деньги.

РАО запросило кредит в 200 млн. долларов для возведения транспортно-коммерческого комплекса, включающего гостиницу, кафе, супермаркет и суперсовременный вокзал. В общей сложности 11 зданий на площади около 160 тысяч кв. метров. По представленной акционерами смете, комплекс должен был "сполна окупить себя" уже к 2010 году. Исходили из того, что стоимость места в гостинице будет не менее 165 долларов (для сравнения: в Москве на тот период в такого же класса отелях - 170 долларов), загруженность ее не ниже 60 - 65 процентов (большинство гостиниц города и сейчас-то не бывает заполнено наполовину), а скромное питание в гостиничном кафе - 25 долларов. Явный же "перебор", непрофессиональный или умышленный, в расчетах!

Но кредит "ВСМ" получила от правительства Великобритании - под гарантии российского правительства. Правда, спустя довольно короткое время после этого президент издал указ, отменяющий предыдущие. Гарантом по кредиту стали считать городской бюджет.

В Петербурге до сих пор вспоминают жаркие дебаты, развернувшиеся в то время между депутатами городского Законодательного собрания и губернатором Владимиром Яковлевым. Первые были решительно против деятельности "ВСМ". Экономисты из числа депутатов тогда же подсчитали, что стоимость строительства одного квадратного метра "чудо-вокзала" обойдется в 2300 долларов - непозволительная роскошь для города, половина населения которого - пенсионеры, а еще треть - бюджетники (учителя, врачи, ученые), едва сводящие на свою мизерную зарплату концы с концами. На взгляд законодателей, дальнейшая деятельность РАО "ВСМ" могла привести к краху не только всего дела строительства магистрали (безусловно, нужной, этого никто не отрицал), но и городского бюджета. Губернатор же активно "магистральщиков" поддерживал, выражал готовность "во всем им помогать".

В первые же годы морально пострадали несколько сот человек - жителей назначенных к сносу домов на исторической Лиговке. Целая волна митингов и протестов прокатилась тогда по городу. Все тщетно. Людей переселяли в новостройки на окраины, в сущности, силком, не спрашивая. Их дома, постройки конца ХIХ - начала ХХ века, сносили. Потом оградили место стройки огромным мрачным забором, завезли туда технику. Как установили аудиторы Счетной палаты, закуплено было за рубежом 69 единиц техники на сумму в несколько миллионов долларов, а также импортная армированная сталь. Приглашены строители, в частности некоей французской фирмы, чтобы вырыть котлован и вбить сваи. За свою работу французы получили сполна - 4,4 млн. долларов.

...Этой огромной ямой и сегодня, спустя несколько лет, может полюбоваться любой желающий. Благо ехать далеко не надо. Вырыт котлован глубиной, ни много ни мало, 5 метров в самом центре города, у Московского вокзала, буквально в сотне метров от фешенебельного Невского проспекта. Тут же, у котлована, и более 3 тысяч тонн предусмотрительно приобретенных РАО, большей частью импортных, материалов.

- Я всегда подчеркивал, что строительство скоростной магистрали между двумя столицами - дело важное и нужное. Но при чем тут городской бюджет? Мы по долгам этого акционерного общества не отвечаем, - говорит сейчас питерский губернатор.

"Сегодня строго по графику идут работы на вокзальном комплексе, собирается на машиностроительном заводе поезд "Сокол-250". Единственное, что нам сейчас нужно для успеха задуманного дела, - это стабильность российской экономики", - говорил в 1998 году генеральный директор РАО "Высокоскоростные магистрали" Владимир Тулаев. О всеобщей стабильности отечественного производства говорить пока, наверное, рано, но давно уже и не бросает нашу экономику "то в жар, то в холод". Многие предприятия крепко стоят на ногах, иные - возрождаются. А скоростной магистрали как не было, так и нет.
Труд , 14.04.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru