Лениградская Правда
29 MARCH 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Растворение займов
6.03.2002 00:01
На днях петербургский губернатор отчитался о работе городского правительства. В Большом концертном зале "Октябрьский" на мероприятии, прозванном в народе "партхозактивом", Владимир Яковлев называл много цифр. Реальные доходы горожан в прошлом году увеличились на 9 проц., количество убыточных предприятий сократилось до 17 проц., объемы привлекаемых инвестиций по сравнению с 1995 годом выросли в 20 раз. И - ни одной цифры из доклада Счетной палаты РФ, проверившей в конце прошлого года эффективность расходования средств, выделенных городу в связи с предстоящим 300-летием.
Эта "маленькая книжечка" (отчет на 70 листах) может послужить предисловием к многочисленным томам уголовных дел: комиссии из МВД, разбирающиеся в тратах юбилейных денег, уже работают в Петербурге на постоянной основе. Однако первые лица Смольного делают вид, будто ничего страшного не произошло.

"ЛИШНИЕ" ДЕНЬГИ

Подготовка к юбилею Питера финансируется из разных казенных "карманов". Есть федеральная целевая программа "Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга", утвержденная постановлением правительства РФ N 585 еще в 1996 году. Она предусматривает выделение денег на приведение в порядок 21 объекта. В 2001 году российский бюджет отпустил на это запланированные 340,3 млн. рублей, однако больше трети объектов (9) уже выбились из графика. У Петропавловской крепости, Летнего сада, музеев Петродворца и Ломоносова отставание некритично, а вот Смольный собор, по мнению аудиторов СП, к сроку может не поспеть.

Еще 55 достопримечательностей (в том числе Мариинский театр и Государственный университет) включены в перечень Минэкономразвития и финансируются в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы. С ними ситуация вообще аховая: из перечисленных 1014,4 млн. рублей на 1 октября 2001 года Питер оставил нетронутыми 405,3 млн. Откуда остатки? Получатели настолько "хорошо" подготовились к поступлению денег, что принялись лихорадочно переделывать уже утвержденную проектно-сметную документацию, менять подрядчиков, объявлять тендерные торги и т.д. Аудиторы заключили, что в полном объеме завершить работы по перечню Минэкономразвития к юбилею "нереально".

На некоторые особняки и дворцы перевело деньги Министерство культуры РФ: в 2000 году 554,9 млн. рублей и за 9 месяцев 2001 года - 466,7 млн. Правда, на часть из них (11,4 млн. рублей, потраченных еще по договорам 2000 года) отсутствуют акты сдачи-приемки работ.

За все эти годы никто не потрудился хотя бы обобщить информацию о финансировании, состоянии строительства и реконструкции объектов. Освоением капитальных вложений не интересовалась даже Государственная комиссия по подготовке к празднованию 300-летия.

ЭХ, ДОРОГА...

Казалось бы, проблем с освоением средств на строительство кольцевой дороги не возникнет. Однако 455 млн. рублей пролежали без движения с февраля по июль 2001 года: администрация Ленобласти и Минтранс никак не могли заключить соответствующий договор. И с проектно-сметной документацией проблемы - даже мост через Неву начали возводить без нее.

65,8 км дорожного полотна, 14 транспортных развязок, 2 тоннеля и 2 моста, из которых будет состоять восточное полукольцо КАД, - слишком лакомый кусок, чтобы достаться кому попало. И государственное учреждение "Дирекция по строительству транспортного обхода Минтранса РФ" радела родным человечкам. Некоторые конкурсы на право получения заказов проводились до того, как истекут установленные законом 45 дней со дня публикации соответствующего объявления в СМИ. Заявки на участие зачастую не соответствовали конкурсным требованиям. 10 договоров вообще были заключены без конкурса. В других случаях поставщик товаров или услуг объявлялся "единственным источником", а договор с ним заключался без согласования с Росавтодором и Минэкономразвития.

Интересно, как "растворяются в воздухе" деньги. Например, рубится стоящий на пути трассы лес, древесина объявляется "деловой", и за нее выставляется счет на 1,5 млн. рублей. Счет оплачивается, а потом выясняется, что документы по оценке древесины отсутствуют, и ее стоимость в балансе заказчика не отражена. Еще один "хвост" обнаружился, когда аудиторы СП попытались разобраться с жильем, подлежащим расселению из-за строительства дороги: в дирекции не нашлось документов о целевом использовании 6,8 млн. рублей. Без нотариально заверенных договоров о купле-продаже квартир, свидетельств об их государственной регистрации невозможно доказать, что за счет бюджета расселены именно те граждане, которые владели квартирами на пути КАД.

Для справки: только в прошлом году Минтранс выделил "Дирекции по строительству транспортного обхода" 3022,1 млн. рублей. Если КАД все-таки завершат, через дирекцию до 2005 года (срок окончания работ) может пройти еще не менее 14 миллиардов.

ДАМБА КУШАТЬ ХОЧЕТ

Много любопытного открылось при проверке Комплекса защитных сооружений (знаменитой дамбы). В 2000 году функции госзаказчика перешли от Управления "Морзащита" администрации Санкт-Петербурга к Госстрою России. Но в 2001 году, как только на законсервированной "стройке ХХ века" запахло деньгами, Госстрой и "Морзащита" заключили договор о передаче функций госзаказчика некоему Государственному институту проектирования городов ГП "Гипрогор". Устав нового деньгополучателя не предусматривал исполнения функций заказчика-застройщика, однако Госстрой все-таки выдал ему лицензию. ГП "Гипрогор" образовал "Северо-Западную дирекцию строящихся объектов ГП "Гипрогор", и в мае ей были переданы все полномочия.

Пока Минимущества России торпедировал Госстрой и Смольный письмами, напоминая, что дамба - федеральная собственность и распоряжаться ею может только Минимущества, ГП "Гипрогор" "осваивал" 210 млн. рублей, выделенных Минфином через Госстрой. Насколько "успешно" - убедились аудиторы. Так, в ходе проведенного в июле обмера и геодезической съемки индексы для определения стоимости работ применялись неправильно, из-за чего счета оказались завышены. Смета расходов на управленцев ГП "Гипрогор" также завышена - в 1,6 раза. По отдельным договорам отсутствует обоснование договорной цены и т.д. Всего же, по мнению аудиторов, объем выполненных за 9 месяцев 2001 года работ подлежит уменьшению на 12,1 миллиона рублей. И самый печальный вывод Счетной палаты: для достройки комплекса защитных сооружений требуется от 17 до 20 миллиардов рублей по ценам 2001 года. С учетом инфляции к расчетному сроку окончания работ (2008 год) дамба съест... 40 миллиардов.

ПРИСОСЕДИЛИСЬ

Счетная палата проверила также, на что пошли иностранные кредиты, привлеченные в Санкт-Петербург в последние годы прошлого века. Наконец страна узнала из официального источника правду о высокоскоростной магистрали, точнее - об афере по строительству ее главного вокзала - Транспортно-коммерческого центра (ТКЦ). Российская сторона заплатила 76,3 миллиона долларов за... объемный котлован, вырытый в самом центре Санкт-Петербурга.

200 миллионов долларов британского кредита на строительство ТКЦ были привлечены без экономических обоснований. Условия займа оказались кабальными, их экспертная оценка не проводилась, но за возврат кредита поручилось государство. Лоббировал соответствующее решение правительства РФ вице-премьер Большаков, возглавлявший прежде "РАО ВСМ". В 1999-м МПС отмежевалось от идеи высокоскоростной магистрали (в реконструкцию Октябрьской железной дороги вложено несколько миллиардов рублей, и поезда начали курсировать из столицы в столицу с такой скоростью, что новые пути в ближайшие 20 лет не понадобятся). Но было поздно: 49 миллионов кредитных долларов уже израсходованы. Сваи в котловане забивали французы, из Англии везли бульдозеры и дорогую арматуру, а "РАО ВСМ" не вовремя платило проценты, не занималось реструктуризацией долга и еще выпускало облигации, которые тоже нужно погашать.

Сейчас "РАО ВСМ" признано несостоятельным и за все рассчитывается федеральный бюджет. Непонятным остается только одно: как "магистральщики" сумели в середине 90-х "пристегнуться" к 300-летию? В целевой программе "Сохранение и развитие исторического центра" строка "Строительство ТКЦ" отсутствует, нет ее ни в одном другом перечне юбилейных объектов. Между тем, если ТКЦ не заработает, государство дополнительно потеряет на погашении долгов 3 миллиарда рублей. И это не считая неустойки за расторжение договоров с иностранным кредитором и расходов на консервацию стройки.

ОСТРОВИТЯНЕ

За историю с "РАО ВСМ" петербургские власти не отвечают. Другое дело - заем МБРР на 31 млн. долларов, взятый в 1997 году. Вместе с предоставленными Россией 15 млн. долларов он должен был помочь городу на Неве подготовить проект реконструкции центра в рамках все той же целевой программы, утвержденной постановлением N 585. Эти долговые обязательства включены в состав государственного долга Санкт-Петербурга, в 2002 году по ним начнутся первые платежи.

Как же управилась с деньгами специально созданная "Группа реализации проекта"? За весьма приличные, по питерским меркам, зарплаты (от 1450 до 4640 долларов) ее специалисты даже не смогли толком определить объемы финансирования различных компонентов проекта, из-за чего заем трижды реструктуризировали. В результате одной их таких пертурбаций из сметы исчезли 1,8 млн. долларов, которые должны были в качестве субзаймов помочь с расселением жителей домов, требующих реконструкции и ремонта.

В общей сложности "Группа реализации проекта" "съела" ни много ни мало 2,3 млн. долларов. Но этим дело не ограничилось. Для консультаций были привлечены иностранные фирмы, которым было уплачено... 11,5 млн. долларов, 9,8 млн. из которых "освоила" компания "ЯПК Групп Лимитед", зарегистрированная на... Каймановых островах. Причем, говорится в отчете СП, ни в одном акте выполненных работ не было указано, какие конкретно работы проводились консультантами "ЯПК Групп". Подписаны эти документы со стороны администрации Санкт-Петербурга вице-губернатором Локтионовым В.Л. и председателем комитета по строительству Вахмистровым А.И.

К НОВЫМ СВЕРШЕНИЯМ

- Петербург вступил в новое столетие с уверенностью и надеждой, - объявил питерский губернатор на "партхозактиве", заметив, что по инвестиционной привлекательности город на Неве сейчас занимает в России второе место после Москвы. Однако достигнутое, по мнению Владимира Яковлева, не предел.

И работа продолжается. На очереди еще один заем Всемирного банка на общую сумму 150 млн. долларов. За 50 миллионов поручится федеральный бюджет, за 100 миллионов - городская казна. Заем пойдет на разработку и реализацию в городе "ряда реформ по повышению эффективности управления находящимися в собственности Санкт-Петербурга активами" и "на устранение препятствий для широкого притока частных инвестиций в экономическое пространство города". В питерском ГУВД шутят, что половину этих денег надо бы отдать милиции и прокуратуре на увеличение штата. Иначе вряд ли удастся устранить настоящие "препятствия для притока инвестиций".

Работы у правоохранительных органов после проверки, проведенной СП, действительно прибавилось. Но окончательные итоги этой работы - сегодня вопрос прежде всего политический. Наверняка президент Владимир Путин, заслушивая 6 февраля в Кремле доклад питерской делегации о подготовке к 300-летию, знал о результатах проверки. Раз скандала не случилось (и до сих пор тихо), ближайшее будущее Владимира Яковлева можно считать безоблачным. По-видимому, есть высшая воля на то, чтобы до 300-летия города пост губернатора он сохранил за собой.

Правда, его соратники такого "иммунитета" не имеют.
Московские новости , 6.03.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru