Лениградская Правда
24 APRIL 2024, WEDNESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Кандидаты на фоне натюрмортов
3.12.2002 00:01
Итак, кампания по выборам депутатов Законодательного собрания стремительно подходит к своему финишу. Впервые идущая у нас по новому федеральному закону, она наглядно показала все сильные и слабые стороны этого нормативного акта и одновременно, как это всегда и бывает, стала полигоном различных избирательных технологий - чистых и не очень.

В отличие от кампании 1998 года агитационный период начался не с момента регистрации кандидатов, а с уведомлений "кандидатов в кандидаты" о своем желании баллотироваться. Появился человек в окружной избирательной комиссии, взял листы для сбора подписей в свою поддержку - значит может за себя агитировать. Эта норма закона представляется правильной, потому что она четко страхует от двусмысленностей при том же сборе подписей - информация это или агитация.

Четыре года назад бывали такие случаи: претендентов снимали с дистанции, когда их команды знакомили избирателей с чисто информационными листовками. Получалось, что собирать подписи в пользу какого-нибудь однофамильца Юрия Болдырева и откровенно пудрить людям мозги, говоря, что по их округу хочет баллотироваться сам тогдашний заместитель председателя Счетной палаты, - это не запрещено, а честно информировать избирателей о биографии претендента, называя его научные звания, награды и иные заслуги, - это уже агитация, запрещенная законом.

А вот введенное новым законом ограничение агитации в СМИ только лишь месячным сроком выглядит не вполне разумным и логичным. Ну, хорошо, запретили до 8 ноября агитировать в газетах, разрешив делать это только в листовках. Но при этом не сказали в законе ни слова о том, что такое листовка, что, к примеру, исходя из звучания самого этого слова, должна быть она на одном листе.

Этим пробелом тут же и воспользовались кандидатские штабы. Они выпускали откровенно агитационные материалы в виде самых настоящих газет - на двух, четырех и даже восьми полосах. Но в выходные данные непременно помещали надпись о том, что их издание непериодическое. А дальше можно было только каждый раз менять название газеты-"листовки". При этом дизайн издания - шрифты, логотип, другие детали - делался чаще всего таким же, как и в первом выпуске, явно узнаваемым. И фактически избиратели все время получали периодическое агитационное печатное СМИ. Но попробуй-ка поймай на этом кого-нибудь из кандидатов!

В новом законе, как показывает практика, излишне много агитационных запретов и ограничений. Сказано, к примеру, что нельзя использовать для агитации детей до 18 лет. И это значит, что, увидев скромный снимок кандидата в кругу семьи, окружная комиссия может остановить тираж всего выпуска.

То же самое и с высказываниями в поддержку кандидата, и с его фотографиями, где он изображен с любым человеком, лицо которого узнаваемо. Есть официальное согласие такого лица - "таможня дает добро", нет - стоп всему выпуску. Одному из кандидатов, к примеру, тормознули четырехстраничный буклет из-за одной-единственной фотографии. Он был изображен там с группой сотрудниц по работе. Потребовали письменное согласие от каждой, но кто-то из них уже уволился, кто-то заболел и т. д.

Понятно, что вышеназванные нормы закона обусловлены негативным опытом прежних кампаний, когда кандидатам буквально через одного пожимал на их агитационных плакатах руку президент. На компьютере подобную картинку изготовить большого труда не составит: эта технология хорошо была показана в фильме "Любить по-русски-3". Потому и ввели запрет на агитацию со стороны высоких должностных лиц, потому и стали требовать письменного согласия изображенных рядом на фото. Но нельзя, видимо, абсолютизировать подобные законодательные табу. Ведь в этом случае информационно-агитационные материалы приобретут явно бледный вид, избиратели будут видеть в них по большей части только самих кандидатов да картинки природы. Или еще лучше - кандидатов на фоне натюрмортов. Уж к этому-то точно не придерется ни один избирком!

Чем на деле обернется такая информационно-агитационная ущербность, предсказать не трудно - потерей у избирателей интереса к кампании. И из-за этого может снизиться их явка на выборы.

Никто не ратует за превращение агитации в сущую вакханалию, когда на головы горожан обрушиваются буквально потоки всяких фальшивок, мнимых выступлений в поддержку кандидатов и им подобных нечистоплотных пиар-продуктов. Но ведь нехороша и иная крайность, при которой людей вынуждают чаще всего сидеть на очень скудном и крайне невыразительном информационном пайке. Вот об этом бы и подумать нашим уважаемым думцам, которые, введя очень серьезные ограничительные нормы на агитационном "фронте", одновременно решили, что выборы должны быть признаны состоявшимися, если явка избирателей в любой кампании составит не менее 20 процентов. Но, видимо, российские парламентарии таких противоречий в своем законодательном творении не усмотрели.

А вот петербургский горизбирком все эти коллизии волнуют сегодня чрезвычайно: с одной стороны, надо со многочисленными жалобами кандидатов друг на друга и на окружкомы разбираться, с другой - очень не хочется повторные выборы в каких-нибудь округах проводить накануне 300-летия города. А впереди, летом 2004 года, - выборы в местное самоуправление, где тоже 20 процентов явки потребуется. Как говорится, то ли еще будет!
Санкт-Петербургские ведомости , 3.12.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru