Лениградская Правда
29 MARCH 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Дискаунтер на Неве
1.10.2001 00:01
Все перечисленные успехи сетей в конкуренции с рынками, «точечными» магазинами и собственными коллегами были бы чрезвычайно затруднены при отсутствии у них принципиально важного в городских условиях фактора: административной поддержки.

Дело здесь не только в том, что надежная «административная крыша» сокращает расходы предприятия — не приходится отстегивать крыше традиционной. Куда важнее то, что при наличии должного административного ресурса магазинный бизнес — как, впрочем, и любой другой — развивается куда проще и быстрее.

Весьма характерно, что оба лидера среди петербургских «магазинов для бедных» - «Пятерочка» и «Дикси», — судя по всему, располагают весьма серьезной административной поддержкой.

В 1998 году свет увидело специальное распоряжение Владимира Яковлева, высочайше одобряющее предложение о «расширении сети социальных магазинов «Пятерочка» в целях снабжения малообеспеченных слоев населения Санкт-Петербурга недорогими продовольственными товарами».

Впрочем, как нас заверило руководство сети, «никаких льгот распоряжение губернатора нам не дает. Это, скорее, моральная поддержка».

Однако эта самая «моральная поддержка» выразилась в несколько неожиданной форме: к обеспечению деятельности сети были привлечены сразу несколько комитетов городской администрации.

Комитетам по внешним связям, потребительскому рынку и управлению продовольственного комплекса было вменено в обязанность «оказание содействия в заключении договоров поставки с региональными, а также санкт-петербургскими организациями — производителями социально значимых товаров».

Более того, комитету по градостроительству и архитектуре было поручено подготовить предложения о свободных от застройки участках «для строительства социальных магазинов», а все тому же комитету по потребительскому рынку — «предложения об условиях взаимоотношений между администрацией и торговой организацией».

Любопытно, кстати, что контроль за выполнением этого распоряжения был возложен на вице-губернатора, отвечающего за международные связи, Геннадия Ткачева.

Выяснить, в чем причина такого всемерного благорасположения к одной отдельно взятой сети мы попытались в комитете по потребительскому рынку. Однако здесь нам сообщили, что «этот документ трехлетней давности уже перестал быть актуальным». Пришлось прислушаться к слухам, согласно которым столь пристальное внимание Смольного к реализации этого проекта связано с тем, что его куратором выступает супруга петербургского губернатора Ирина Яковлева.

Характерно, что представители сетей-конкурентов вовсе не в обиде на «административно поддержанных» счастливчиков — они даже не пытаются скрыть свое желание пойти по аналогичному пути.

По словам Александра Удымовского, «"Дикси" ведет работу в этом направлении в Петербурге, однако пока без определенных результатов».

От объяснений, каким именно образом сеть рассчитывает добиться высочайшего благоволения, г-н Удымовский благоразумно воздержался.

Его оптимизм было бы трудно понять тому, кто не знает, что в Москве у «Дикси», опять таки по слухам, есть свои высокопоставленные покровители. Говорят, что эту функцию на себя взяла столичная мэрия, даже закрывшая для удобства сетевиков в столице несколько рынков.

По оценке директора СНИЦ Сергея Исаева, степень воздействия административного ресурса на деятельность сетевых магазинов в Петербурге действительно сложно переоценить, однако характеризовать его влияние только со знаком «минус» тоже не стоит: «Это ведь стимулирует сети к укрупнению. Если вы придете просить поддержки с одним магазином, на вас не обратят внимания. Если с ассоциацией, то реакция будет другой. Это действия в общих правилах — если все идут по этому пути, почему бы мне не сделать так же».

Неподведенные итоги

Какие выводы можно сделать на основании первых трех лет существования в Петербурге «магазинов для бедных»? Очевидно, что нынешнее состояние этих сетей, в первую очередь, определяется состоянием самого городского рынка. Как уже отмечалось, потребительские запросы различных социальных групп петербуржцев достаточно размыты, а потребительское поведение в целом не социально. Именно это заставляет дискаунтеров приходить к некоему усредненному типу обслуживания и предоставляемой корзины продуктов, а также их стоимости.

В таких условиях совершенно естественным выглядит стремление сетевиков радикально расширить собственный бизнес путем организации предприятий, существенно отличающихся от первоначальной концепции.

«Магазины для бедных», благодаря этому, оказываются способными успешно конкурировать не только с «дворовыми магазинами», но даже и с «супермаркетами» — что по западным понятиям является совершенным нонсенсом.
В этой связи весьма любопытно, что в Петербурге пока не выявлен «наилучший способ» организации и расширения дискаунтерного бизнеса. Два лидера представляют диаметрально противоположные рецепты.

«Пятерочка», как мы уже отмечали, очевидно, следует от дискаунтера к «улучшенному типу магазинов», фактически — к супермаркету. «Дикси» же, наоборот, является производной от изначально существовавшего оптового («Юниленд») и мелкооптового (центры cash & carry «Мегамарт») проекта компании «Юнилэнд».

Впрочем, в любом случае один общий фактор, способствующий развитию дискаунтерных сетей, сейчас очевиден. Фору «магазинам для бедных» сегодня дает неравномерное распространение в городе обычных продуктовых магазинов. Особенно это касается окраинных районов. Сети же спешат заполнить — и успешно заполняют — образовавшиеся продовольственные пустоты.

Однако вечно этот процесс продолжаться не может. Когда количество продуктовых магазинов в Петербурге приблизится к среднеевропейскому, в городе неизбежно появится и четкая «магазинная иерархия», определяющая позицию каждой конкретной торговой точки на городском рынке. И именно к этому моменту большинство традиционных магазинов-«точек» будет вынуждено искать собственную специализацию. Иначе они просто не выживут.

Ведь сегодня многие из них, хотя бы по ассортименту предлагаемых покупателям товаров, очень близки к «сетевым магазинам», а в прямой конкурентной борьбе потенциал последних окажется просто несравнимо выше.

Только тогда, очевидно, уйдет в прошлое та психологическая ниша, которую сегодня еще занимают многие «точки», — ниша «советского магазина». И только тогда понятие «магазин для бедных» будет обозначать лишь русскую редакцию термина «дискаунтер».

И ничего более.
Дело , 1.10.2001

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru