Лениградская Правда
19 APRIL 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Петербургский Кремль
28.08.2001 00:01
"Ни один из императорских замков не может похвалиться подобными видами, каковые отсюда представляются во все стороны", - пишет автор XIX века о Константиновском дворце в Стрельне. Увы, после революции историческое здание и окружающие его парки пришли в полный упадок. И вот теперь в истории дворца на берегу Финского залива начинается новая глава. Стрельне суждено вступить в спор с Кремлем и стать самой роскошной государственной резиденцией России.
Первым идею передать Константиновский дворец под морскую резиденцию главы государства подал Вадим Знаменов, директор музея-заповедника "Петергоф". Соответствующая петиция, подписанная представителями питерской общественности, была направлена еще Борису Ельцину. Петиция осталась без ответа. Но когда в марте 2000 года Владимир Путин знакомил британского премьер-министра Тони Блэра с красотами родного города, Знаменов напомнил президенту о своем предложении. И Путин заинтересовался. Управление делами президента как раз подыскивало в Петербурге подходящее место для встреч на высшем уровне и других официальных мероприятий. Сначала присматривались к дворцово-парковому ансамблю "Александрия", но в итоге остановили свой выбор на Константиновском дворце.
В сентябре прошлого года управделами Владимир Кожин направил письмо губернатору Санкт-Петербурга Яковлеву: "В целях сохранения уникального памятника русской архитектуры дворцово-паркового ансамбля Стрельна Управление делами президента поддерживает инициативу... о создании на базе дворцового комплекса Морской резиденции Президента РФ". Правда, вскоре в Кремле переименовали объект в "государственную резиденцию".
Предполагается, что пользоваться ею смогут не только глава государства и высокопоставленные гости: дворец будет доступен для экскурсантов. В общем, дом приемов и музей по совместительству. Предложение об единоличном - президентском - владении Путин отверг. К тому же Владимир Владимирович уже обзавелся "жильем" в Питере: на Каменном острове, в бывшем доме придворного архитектора Менцеля, создается президентская резиденция - так называемый объект "К-4".
Как бы то ни было, слова о спасении Константиновского дворца отнюдь не являются преувеличением. Памятник архитектуры, занесенный в Фонд культурного наследия ЮНЕСКО, находится в критической стадии разрушения.
Суровое настоящее
Стрельна - пригород Петербурга на южном берегу Финского залива примерно в двадцати километрах от исторического центра северной столицы, на полпути в Петергоф. Константиновский (правильнее - Большой Стрельнинский дворец) находится на отшибе: городских кварталов поблизости не видно. От автобусной остановки тропинка спускается в довольно глубокий овраг, по дну которого несет свои воды речка Кикенка. До революции она была перегорожена плотиной, а вся впадина заполнена водой. Образовавшееся водохранилище называлось Большим дворцовым прудом, когда-то в нем разводили форель.
Дворец расположен на гребне естественного уступа в восьмистах метрах от моря. С балконов, террас, бельведера открывается потрясающий вид: тенистые аллеи запущенного, но по-прежнему великолепного Нижнего парка, нептуновский трезубец каналов, Петровский остров, морская гладь, на горизонте в туманной дымке рисуется Кронштадт... "Ни один из императорских замков не может похвалиться подобными видами, каковые отсюда представляются во все стороны, - пишет автор XIX века. - Море, которое теряется в бесконечности и стелется при закате ковром, или кипит, или зияет бездной при малейшем ветре.... ". Председатель "Общества ревнителей истории Стрельны" Олег Вареник даже считает, что лермонтовский "Белеет парус одинокий" написан именно здесь.
Первый признак новой жизни дворца - обрамляющая его железная ограда с развешанными по периметру табличками "Объект охраняется" и "Внимание: служебная собака". КПП, проверка документов - все, как положено. Правда, охранять пока практически нечего. Бледно-желтое трехэтажное здание с советским гербом на фронтоне встречает тишиной и запустением. Особенно удручает Голубой зал, полностью выгоревший во время пожара, случившегося здесь в середине восьмидесятых.
Но больше всего беспокоят специалистов подпорные сооружения дворца, обеспечивающие его устойчивость на склоне. Это система крупнейших в Европе искусственных гротов, образующих аркаду со стороны моря. За аркадой подпорная стенка толщиной до 3,5 метра, дальше - анфилада огромных погребов, где когда-то хранились вина для царского и великокняжеского столов. Под дворцом существовала сложная система отвода грунтовых и ливневых вод, но она давно вышла из строя. Вода разрушает каменную кладку. Дворец "пополз" к морю.
Общая площадь ансамбля 140 гектаров, из них 14 приходится на пруды и каналы. Светлана Доленко, руководитель службы эксплуатации дворцового комплекса, шутит, что пора просить у начальства самокат. Поскольку мосты через каналы полуразрушены, центральная часть Нижнего парка практически непроходима, и, чтобы добраться от дворца до моря, надо сделать большой крюк.
Пока в Стрельне тихо: большая стройка закипит здесь не раньше конца сентября, хотя работы в принципе уже начались. Геодезисты измеряют территорию вдоль и поперек, реставраторы отколупывают краску и штукатурку со стен дворца в поисках изначального слоя, метростроевцы разгребают завалы в гротах и подвалах. Однако, пожалуй, самая ответственная задача у саперов из МЧС. Дело в том, что в 1941-1943 годах через Стрельню проходила линия фронта. "Земля буквально напичкана железом, - говорит руководитель работ Александр Кононов. - Здесь уже была очистка, но собирали только то, что сверху". Современные немецкие приборы "видят" металл на пятиметровой глубине. Предосторожность оказалась ненапрасной: саперы уже обнаружили три неразорвавшихся боеприпаса.
Светлое будущее
Тем временем проектировщики ломают голову над тем, как привести дворец и парк в соответствие с их новым статусом. Тендер на проектировочные работы выиграл в июне консорциум в составе ГИПРОНИИ РАН (расположенный в Санкт-Петербурге проектировочный институт Академии наук), Эрмитажа, мастерской Михайлова и еще нескольких архитектурных ателье. Научный руководитель проекта - директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. В общем, эдакий питерский архитектурно-реставрационный "дрим-тим".
Технико-экономическое обоснование - первая стадия проекта - должно быть готово к 1 октября. Проект разбит на три очереди. В первую вошли сам дворец с террасами и гротами, Нижний и Верхний парки, бывшее здание дворцовых конюшен и бывшие учебные корпуса недавно съехавшей отсюда Морской академии. Вторая и третья очереди - Западный и Восточный парки. Собственно госрезиденция входит в первую, остальное - зона VIР-отдыха.
"Наша идея заключалась в том, чтобы это не висело веригами на бюджете России", - говорит главный архитектор проекта, замдиректора ГИПРОНИИ Борис Подольский. Предполагается, что фирма-генподрядчик придет со своими инвестициями, которые покроют расходы на коммерческую зону, а взамен получит ее в управление.
В Западном парке планируется возвести пятизвездочный отель с конгресс-холлом, где можно было бы проводить крупные международные форумы уровня Давоса. Кроме этого, здесь должны появиться яхт-клуб европейского класса с эллингами и причалами, спортивный комплекс с теннисными кортами, бассейнами и тренажерными залами, конный променад. Мешает то, что часть территории занята частными домами, которые, очевидно, придется выкупать. В Восточном парке будет располагаться так называемая Консульская деревня - комплекс резиденций-дач зарубежного дипкорпуса. "При государственной резиденции России иностранные государства смогут иметь свои представительства", - объясняет назначение объекта Борис Подольский.
По словам управделами президента Владимира Кожина, первая очередь должна быть готова к маю 2003 года - 300-летию Петербурга. Проектировщики более осторожны в прогнозах. По оценке архитектора, на полную реконструкцию уйдет три-четыре года.
Площадь внутренних помещений дворца - 5800 квадратных метров. Примерно столько же в Конюшенном и учебном корпусах. Но с последними проще - они подвергнутся не реставрации, а основательному ремонту. В княжеских конюшнях разместятся административно-хозяйственные службы резиденции, в учебном корпусе - гостиница. Дворец будет делиться на музейную часть (экспозиции будут создаваться с привлечением фондов Эрмитажа и Петергофа) и апартаменты президента. По информации "Итогов", проектировщики хотели было отдать под музей западное крыло, ту часть дворца, где находились покои великого князя. А на резиденцию в узком смысле предлагалось отвести порядка 10-15 процентов здания в менее исторически ценной восточной части. Но заказчик - Управление делами президента - не согласился с тем, что президенту отдается что похуже и настоял на западном крыле. При этом речь идет о 40-50 процентах площади.
Еще один спорный вопрос - судьба окруженного каналами Петровского острова. Его диаметр 160 метров. Проектировщики считают, что на нем должен находиться небольшой павильон или конференц-холл, предназначенный для уединенных бесед президента с его гостями. "Главная задача - не испортить пейзаж, - говорит Михаил Пиотровский. - А более многочисленные мероприятия - встречи "восьмерки", лидеров стран СНГ - могут проводиться в красивых залах Константиновского дворца".
По первоначальному замыслу сооружение на Петровском острове вообще должно было находиться до поры до времени под землей. Понадобилось - нажимаешь кнопку, и специальный механизм выдвигает его на свет божий. Но потом эту идею отвергли. В консорциуме пока не решили, на чем остановиться. Однако, по информации "Итогов", Управлению делами больше нравится проект петербургского архитектора Юрия Лобанова, хотя многие считают его слишком помпезным. Лобанов не входит в команду проектировщиков, но у него уже есть опыт сотрудничества с Управлением делами (архитектор обустраивает резиденцию "К-4"). Свое детище он назвал "Замком воды".
"Замок воды" задумал на Петровском острове еще при Петре архитектор Леблон, но проект так и не был реализован. Согласно лобановскому проекту, один этаж будет на поверхности и два под землей. Сделанное из гранита и стекла здание внешне будет напоминать форт. Плоская крыша - место для прогулок. Вдоль парапета - клумбы с деревьями, в центре - стеклянный кратер с устремляющейся вниз водой. На первом этаже - Зал воды (посередине отделенный стеклом водопад) с зимним садом - место для церемоний, ресторан, подсобные помещения. Ниже - три конференц-зала. Самый нижний этаж - технический. Он будет соединен с "материком" двумя туннелями: по первому будут подъезжать лимузины, второй - для служб обеспечения. Мостов не предусматривается. Лобанов хочет, чтобы "Замок воды" был недоступен с суши. На южном склоне острова - открытый амфитеатр в греко-римском стиле с каменными скамьями и сценой, декорациями к которой будет служить дворец.
Пейзаж дополнит памятник Петру Первому на морском берегу. Зураб Церетели уже предложил свои услуги, но шансов у него, похоже, немного. Прорабатывается вариант с рижским памятником Петру, который латыши собрались демонтировать и вроде бы собираются подарить Санкт-Петербургу в честь трехсотлетнего юбилея. К побережью будет проложен фарватер, каналы расширены и углублены с тем, чтобы президентский катер (который, по слухам, уже строят на Балтийском заводе) а также плавсредства гостей смогли причаливать прямо к парадной лестнице дворца. Можно будет добраться и по воздуху - предусмотрена вертолетная площадка.
Будет восстановлена практически вся дореволюционная инфраструктура дворцово-паркового комплекса. Речки Стрелку и Кикенку перегородят плотинами, и на карте вновь появятся Большой Дворцовый и Карпиев пруды. Будут воссозданы Спасо-Преображенская церковь, мельница, оранжереи, дом дворцового правления, галереи, павильоны, водные каскады и даже пчельник "Парадиз".
В Управлении делами президента надеются, что полностью проект, все три его очереди, удастся завершить к 2005 году. В этом году в России должен будет пройти саммит "восьмерки", и где проводить его, как не в восстановленном блестящем Константиновском, "Северном Версале". Правда, во сколько обойдется эта красота - тайна за семью печатями. Владимир Кожин сначала объявил, что первая очередь будет стоить 150-170 миллионов долларов, но потом фактически дезавуировал свое заявление. По всей видимости, выйдет дороже.
Чтобы уменьшить предстоящие бюджетные затраты, создан благотворительный фонд под председательством управделами президента. В попечительском совете фонда - Валерий Гергиев, Михаил Пиотровский, Жорес Алферов, Михаил Швыдкой. Ошибки прошлого не повторятся, уверяет гендиректор фонда Геннадий Явник: "Мы сразу сказали - хотим прозрачности, не хотим, чтобы начались разные кривотолки, как с реставрацией Кремля. Мы пойдем другим путем". Однако путь этот нелегок. "Процесс накопления идет очень тяжело, - признается Явник. - Мы направили около 150 писем в различные акционерные общества, банки, предприятия. На сегодня собрано около миллиона долларов".
Словом, Санкт-Петербург в ожидании больших перемен. Неужто через восемьдесят лет все вернется на круги своя? Ведь в России так уж повелось - где правитель, там и столица. Москвич Петр Первый тоже сначала просто решил пожить на брегах Невы...
Андрей Камакин, Итоги , 28.08.2001

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru