Лениградская Правда
16 APRIL 2024, TUESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Подводные камни.
8.08.2001 00:01
Во вторник с шести утра на проходной в здание Общества морских лоцманов Петербурга забелела бумажка с лаконичным сообщением: "Лоцманы бастуют. Просьба не беспокоить". А через несколько часов, с началом конституционного рабочего дня, в морском порту "Санкт-Петербург" разыгрался основной акт эпопеи, которая длится в северной столице уже достаточно давно. Ее детективности, эмоциональности и невероятности позавидовали бы Агата Кристи, Виктор Гюго и Гарри Гаррисон вместе взятые. На первый взгляд, ничего сенсационного в этом инциденте нет: ну бастуют лоцманы, а кто у нас не бастует? Но все не так просто.
На сегодняшний день Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга является единственной в городе организацией, занимающейся высококвалифицированной деятельностью по проводу, буксировке и пришвартовке судов в акватории Финского залива. Всем известно, что без лоцманских услуг не может обойтись ни один "морской" гость, прибывающий к берегам северной столицы да и к любому другому берегу: входы в порты очень узки и опасны для крупногабаритных судов. Совершенно очевидно, что "заморский" капитан (при условии, что 80 процентов судов в порту "Санкт-Петербург" - иностранные) не поведет свою океаническую машину в незнакомом мелководье - все-таки нефть, или, не дай бог, люди, - не заручившись поддержкой "местного" проводника-лоцмана, который до мелочей знает весь подводный ландшафт. Но профессия эта коварна, как портовый фарватер, - она довольно узко специализирована и основана не только на умении управлять судами, но и, прежде всего, на знании местной подводной географии. Поэтому лоцман из порта "Санкт-Петербург" на может начать работать в любом другом порту страны, не ознакомившись с местными подводными "достопримечательностями". И, естественно, наоборот. На переквалификацию самого опытного специалиста уйдет минимум несколько недель, причем профессионалов в стране наберется от силы человек пятьсот... Словом, не нужно быть Адамом Смитом, чтобы понять, что лоцманская деятельность в Питере монополизирована, причем накрепко. И в этом ракурсе забастовка питерских лоцманов приобретает зловещий характер.
Как это было
Скандальная морская история уходит своими корнями в глубокое прошлое, когда была советская власть, пятилетки и "стахановские движения", и когда лоцманские службы страны были государственными. В то время все их сборы - деньги, которые собирает служба за работу, забирало государство, а лоцманов финансировали по остаточному принципу. "Морские проводники" имели мизерную, ниже чем у портового грузчика, зарплату, кирзовые плащи и яловые сапоги. В 1991 году, после ряда забастовок в порту "Ленинград", одна из которых длилась почти сутки, лоцманам крупнейшего порта страны удалось добиться разрешения формировать самоуправляемые организации.
Новые юридические формы достаточно хорошо зарекомендовали себя за десять лет работы: грузооборот порта увеличился в 2-3 раза, зарплата лоцманов возросла до достойного уровня, и остатки сборов спокойно тратились на организационные, коммунальные и социальные нужды. Росла и множилась когорта довольных жизнью лоцманов, приобретая оттенок преемственности, и так продолжалось весь остаток прошлого века. Спокойствие морских волков берегового типа не было бы нарушено, если бы государство не решило вспомнить историю и восстановить статус-кво. Но попытки чиновников реорганизовать частные организации в государственные и снова централизовать доходы, встретили яростный отпор. Сравнив нынешние одну-две тысячи долларов в месяц с "остаточным принципом", лоцманы взялись строчить просьбы и обращения в различные министерства. В качестве основного аргумента фигурировала забота о морском порте "Санкт-Петербург": обучение новых лоцманов займет долгие недели и месяцы, а нынешние профессионалы, мол, возвращаться к прошлому не собираются, хотя и собственноручно готовить себе замену тоже не будут. Через полтора года молчания правительство РФ все же выпустило постановление за номером 538 от 17 июля сего года под названием "О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов" за подписью М.Касьянова. Первым пунктом этого документа стало предписание утвердить перечень негосударственных организаций, которым впредь разрешается осуществлять лоцманскую деятельность по проводу судов. Крупнейшего порта страны, имеющего самые большие доходы, в этом списке, естественно, нет. Зато есть пункт "три", гласящий, что организациям, не вошедшим в список, разрешено осуществлять свою деятельность до окончания лицензии (которая у Общества морских лоцманов истекает 1 января 2002 года). Ознакомившись с постановлением и прикинув дальнейший ход событий, "отверженные" обратились через два дня к губернатору города с извещением о случившемся. Но, не получив никакого ответа, решились на отчаянный шаг - добровольно отказаться от работы, зная, что замена им найдется нескоро.
Собаки на сене
"Это не забастовка в юридическом смысле слова, а акция протеста, - сказал "Известиям" представитель забастовочного комитета Владимир Романов, - таким образом мы надеемся привлечь внимание правительства к нашему требованию отменить постановление 538". По мнению питерских лоцманов, их действия вполне законны, оправданны - как-никак, чиновники лишили их работы - и, главное, не безрезультатны. "В противном случае Морской администрации придется подыскивать и готовить новый лоцманский персонал, но мы его учить не будем, у нас свои кадры", - заявил Романов. Самое интересное - бастующих меньше всего волнует судьба простаивающих сейчас на рейде судов: "Может, их кто-нибудь и проводит, не знаем. Лично мы уже начинаем подыскивать себе новую работу", - прозвучала реплика на вопрос "Известий" о том, что делать с машинами, которые уже прибыли в порт и об инциденте не знают.
"Рушится одно из основных звеньев в безопасности мореплавания, - заявил "Известиям" командир питерских лоцманов Владимир Егоркин. - Это самый настоящий произвол чиновников, причем в крупных масштабах. Во всех их разговорах нет ни слова о безопасности мореплавания, а только о доходах". Официального мнения лоцманов о причинах, побудивших правительственных чиновников пойти на этот "произвол", не прозвучало.
А в это время в порту
Морская администрация порта (МАП) получила "пренеприятнейшее известие" в момент его непосредственного происхождения - в 6 часов двадцать минут утра. По этому поводу тут же было собрано экстренное совещание, на которое были приглашены бастующие и сотрудники правоохранительных органов города. Однако концептуального решения с утра пораньше найдено не было, единственное, в чем портовики смогли убедить лоцманов, - провести прибывшее пассажирское судно "Saga Rose" от туристической компании "Saga Holidays", специализирующееся на маршрутах для пенсионеров. Как удалось выяснить "Известиям", самой пожилой пассажирке этого судна 9 сентября исполнится 92 года, и о том, что туристам, возможно, будет не уехать из северной столицы, они еще не знают. Всего, по словам генерального директора МАП Геннадия Баталина, ежесуточно в морской порт "Санкт-Петербург" прибывает от 80 до сотни судов, и убыток лишь от одного дня забастовки составит около 450 тысяч долларов. Кроме того, сейчас в порту простаивает около четырех с половиной тонн нефтяного груза, что является небезопасным для экологической обстановки в городе. Что касается замены лоцманов - по словам Баталина, на службу приняты 30 человек, прошедших все виды теоретического обучения и сегодня занимающихся практической подготовкой.
По мнению руководства МАП - больше всех заинтересованной в разрешении конфликта организации, от которой в данный момент ничего не зависит, - лоцманы поступили, мягко говоря, некорректно, отказавшись выполнять свои обязательства и поставив под угрозу деятельность многих других предприятий, их действия повлекут за собой потери городского и федерального значения. "Эта организация ведет игру по двойным стандартам: говоря о безопасности прибывающих судов, пассажиров и целостности нефтегрузов, решает при этом собственные финансовые проблемы, - заявил Баталин. - Мы надеемся, что лица, затеявшие эту акцию, найдут достойную оценку у правоохранительных органов". По его словам, город оказался заложником группы высококвалифицированных специалистов. О том, как сообщать о сложившейся в порту ситуации прибывающим судам, в МАПе стараются не думать: "Когда все плохо, лучше сообщить об это пораньше - будет легче, - сказал руководитель Морской администрации порта. - Но в любом случае, забастовка ста лоцманов более чем негативно скажется на имидже нашего города", - подытожил он.
О чем думает правительство
Официальная позиция губернатора Петербурга Владимира Яковлева по этому поводу самая простая - дипломатическая. По словам представителя забастовочного комитета Владимира Романова, в одной из переписок глава Петербурга подчеркнул, что он приветствует деятельность в равной степени как коммерческих, так и государственных лоцманских структур для создания здоровой конкуренции. Кроме того, как удалось выяснить "Известиям", лоцманский вопрос должен был затрагиваться на совещании транспортного штаба под председательством Валерия Малышева в пункте "разное", но не был принят к обсуждению, как требующий длительной подготовки. Очередная уловка с тайм-аутом, взятым городскими чиновниками в минувшую пятницу, на этот раз "не прокатила"...
***
Справка "Известий"
Организация "Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга" насчитывает 417 человек, 110 из которых - высококвалифицированные специалисты по лоцманскому обслуживанию судов. В порту "Санкт-Петербург" занято около одной трети морских лоцманов России. Всего в портах страны лоцманское обслуживание на некоммерческой основе осуществляют 350 специалистов.
Анна МОРОЗОВА, Известия Петербург , 8.08.2001

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

После встречи с гражданами в ДК «Строитель» в Апатитах, губернатор Андрей Чибис стал выходить на улицу, когда к нему подбежал неизвестный и ударил ножом в живот. Медики оценили состояние Чибиса как тяжелое, он находится в реанимации. Нападавшего удалось задержать. Глава региона прооперирован, по словам медиков его жизни ничего не угрожает. Напавшему на губернатора Мурманской области жителю Апатитов Александру Быданову 42 года. Судя по его записи в соцсетях, он работает в структурах РЖД. По данным медицинских служб, мужчина не состоял на учете в психоневрологическом диспансере. Ряд Telegram-каналов со ссылкой на источник в оперативных службах сообщает, что сам Быданов заявил о «неких голосах в голове», которые он слышал перед совершением нападения. Андрей Чибис пришёл в себя и даже записал видос, в котором обещает скоро вернуться к работе. Драма, слава богу, не переросла в трагедию.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru