Лениградская Правда
22 NOVEMBER 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
| |
все | лучшие за неделю | лучшие за месяц | лучшие за год


6
Все наши проблемы из-за эгоизма
опубликовал tomastar 5379 дней 1 час 54 минуты назад
Известный казахстанский кинокритик и философ Олег Борецкий в конце прошлого года поехал в Израиль на встречу с членом Всемирного совета мудрецов Михаэлем Лайтманом. О чем они беседовали, Олег Михайлович рассказал «Комсомолке».

Известный казахстанский кинокритик и философ (между прочим, кандидат философских наук) Олег Борецкий в конце прошлого года поехал в Израиль на встречу с членом Всемирного совета мудрецов Михаэлем Лайтманом. О чем они беседовали, Олег Михайлович рассказал «Комсомолке».

Перед этим наш собеседник поведал о том, как он познакомился с Лайтманом - доктором биологических наук и основателем Духовной академии каббалы. Поначалу Олег Борецкий читал книги ученого, а потом посмотрел фильм «Дорога к себе». Появился интерес и вопросы. Была попытка организовать телемост, но не вышло, и Борецкий отправился в Израиль. Чтобы вслед за такими известными российскими журналистами, как Дмитрий Дибров, Лев Новоженов, Владимир Молчанов и другие, лично поговорить с Михаэлем Лайтманом.

- Интересно, о чем же беседовали философ и мудрец?
- О том, что происходит в мире. Я спросил Лайтмана, что для него есть зло, в чем корень его и всех проблем? Мы говорили о том, что происходит рядом, с нами, нашими друзьями и близкими - депрессии, потеря смысла жизни, тупик, о кризисе. Кризис начался с финансовой сферы, но он не ограничивается ею. На самом деле это тупиковая, но не безнадежная ситуация, связанная с тем, что человечество в своих целях и устремлениях подошло к некому пределу. Ситуация изменилась буквально за 20-30 лет. Мы тогда верили, что следующее поколение будет жить лучше, но сейчас эти надежды развеялись, все понимают, что проблем стало еще больше - экономических, экологических, нравственных, духовных и прочих. И меня интересовало, в чем причина. Ответ был очень прост, как все гениальное. По мнению Лайтмана, она в прогрессии человеческого эгоизма. В человеческой природе есть две силы - эгоизм, когда человек работает на притяжение чего-то, и противоположная сила - отдачи, то, что мы традиционно называем альтруизмом. Простой пример - рак. Раковая клетка работает как чистое воплощение эгоизма. И можно сказать, что все наши проблемы - это та же раковая опухоль, возникшая из-за нашего эгоизма.
- А как же высшая сила? Лайтман признает идею Бога?
- Лайтман и подобные ему переросли уровень религии, так как ни одна религия не дает человеку ответов на вопросы о смысле жизни. И главное - религия не заставляет человека изменяться. Бог - это суперпозиция духа над всеми объектами. И Лайтман использует понятие не Бога, а Творца. Творец - это закон природы, сила отдачи. Человек может ее использовать. Но на сегодня он использует только силу притяжения - эгоизм. К учению Лайтмана можно применить заповедь «не верь, не бойся, не проси». Оказывается, ее можно применить к светлой и духовной стороне.
«Не верь». Лайтман не говорит «поверьте», как это делают многие религии. Он дает знание, а ты должен проверить его своими усилиями, сравнить со своим опытом.
«Не бойся». Многое строится на наших страхах. Главные страхи идут изнутри нашего тела - голода, смерти и т. д. Но можно выйти на уровень, когда ты совершаешь выход из своего тела. В том смысле, в каком Аристотель говорил: не душа содержится в теле, а тело содержится душой.
«Не проси». Многие религии на этом строятся. Человек обращается к богу: «Дай!» Человек готов верить во что угодно, лишь бы не меняться. А духовное учение Лайтмана говорит о том, что человек должен находиться в режиме развития. Сегодня многие затормозились на уровне 20-30 лет. Они остаются взрослыми деть¬ми, не развиваются.
- Вокруг современного человека много информации, соблазнов, тысячи мелких неотложных дел, плюс для некоторой части - довольно жесткие экономические условия для даже не жизни, а выживания. Можно ли при этом еще и душой заниматься?
- Эту идею до Лайтмана озвучили великие писатели: одна из причин бед человека - это «беспощадный поиск новизны». Мы во всем ищем обновления. Человек ценит интересное, но не знает интереса, как говорил немецкий философ Мартин Хайдеггер. Человек должен осознать призрачность очень многих целей. И прийти к идее, что есть разумные потребности. Если мы продолжим относиться к Земле так же, как и сейчас, видя в ней только полезные ископаемые, природные ресурсы, то нам через 20-30 лет, по прогнозам ученых, понадобится четыре земных шара. Финансовая сфера - возьмите факты. Несколько лет назад вышла книга известного экономиста Львова, который говорит, что из всех финансовых операций, которые проводятся в мире каждый день, только 18% являются реальными. В 82% случаев люди продают воздух. То есть мы находимся в каком-то виртуальном мире. Мы не можем дать рецепт, какие-то 5-10 заповедей и сказать - вы придете к счастью. Сейчас должна произойти переоценка ценностей.
- Знакомо, наверное, каждому: ты читаешь то, что не сокрыто, написано черным по белому. И пропускаешь прочитанное мимо себя. А потом, приобретя какой-то опыт или находясь в подходящем эмоциональном состоянии, - воспринимаешь. Не только головой, но всем существом. Так вот многие ли могут воспринять новое знание, даже если его принесут на блюдечке?
- У нас есть пять органов чувств, но есть то, что мы называем шестым чувством, - непосредственное вхождение в тебя какого-то знания. Это не вера, не мистика, не выход в астрал. Опосредованное знание - это разум, путь логики. Иногда вы что-то ловите вне рационального сознания, но всплесками, вспышками. А это знание строится на том, что вы развиваете эту способность. И тогда вы увидите совершенно по-новому себя и свою жизнь. И это будет истинным духовным ростом.
- Плохой учитель не даст ученику хорошего знания. И, может, за какими-то исключениями, люди, духовно здоровые и способные к развитию, родятся от таких же людей. И если у нас становится больше плохих учителей и меньше духовно развивающихся, значит, мы имеем некую отрицательную прогрессию? Можно ли это изменить?
- В буддийской школе ребенку два года ничего не разрешают делать - он смотрит, как это делает учитель, мастер. И вы посмотрите на нашу школу - учитель часто дает задание, которое сам сделает либо безобразно, не творчески, либо вообще не сделает. Это парадокс. Второй момент - семья. Даже дети тех, кто вырос в постсоветское время, - уже другие. Они прагматические, рациональные, в чем-то небрежные, не ценящие чего-то. Если жизнь переходит во внешние формы, потому что внутренние выглядят скудно, то человек остается пустым и рано или поздно его ждет депрессия, наркотики и т. д.
- Если перейти от ребенка и семьи к обществу и государству, скажите, политик и просвещенный - это понятия совместимые?
- Сейчас они, по-моему, совершенно исключают друг друга. Потому что просвещение - это способность самостоятельно мыслить, невзирая на авторитеты. Это способность самостоятельного размышления. А если твое мнение определяется мнением другого человека, который твой начальник, - это не просвещенный разум. А в политике все именно так и обстоит. Сегодня принимаются далеко не лучшие, дальновидные и рациональные решения. Часто все это буксует. Политика - это искусство возможностей, как меня учили. Эти возможности политиками далеко не всегда используются. Наша политика далека от самой идеи политики как использования возможностей. Идея древних греков, что политик должен быть философом, осталась несбыточной идеей, идеалом. И, наверное, время больших политиков, когда была харизма высокого интеллекта, время великих решений ушло. Сейчас политики - симулякры, которые создают видимость принятия каких-то решений.

из досье «КП»

Михаэль Семенович Лайтман родился 31 августа 1946 года в Витебске (Беларусь).
Окончил Северо-Западный заочный политехнический институт, где изучал биологическую и медицинскую кибернетику. В рамках обучения проводил исследовательскую работу в Институте исследования крови, специализировался по электромагнитному регулированию кровоснабжения сердца и мозга. После окончания института работал в Кронштадтской лаборатории Военно-медицинской академии, затем в Севастополе, в дельфинарии академии. Под руководством профессора Ахутина работал по теме «Космическая медицина».
В 1974-м репатриировался в Израиль, служил на базе ВВС Израиля, где проверял электронную часть навигационных систем бомбардировщиков F-16. Занялся бизнесом в медицинской области.
Через год осознал себя верующим. Разочаровавшись в способности науки раскрыть источник жизни, начал посещать раввинов и каббалистов, пытаясь получить ответ на этот вопрос у них.
В 1978-м научные исследования привели Лайтмана к изучению каббалы. В 2001 году он открыл Международную Академию каббалы (с бесплатной очной и заочной формами обучения для всех желающих). Отделения Академии открыты в более чем 25-ти странах мира.
С 2005 года - член Всемирного Совета Мудрецов (World Wisdom Council)
Кандидат философских наук, профессор онтологии и теории познания, основатель и руководитель Международной Академии каббалы и Института исследования каббалы им. Й. Ашлага. Автор более 30 книг по каббале. Основное внимание Лайтман уделяет не столько мистическому содержанию каббалы, сколько попыткам научного подхода к ней.

дословно

Михаэль Лайтман:
«Бог - это идеал, с которым мы должны сравняться, и мы можем это сделать.
Любовь - это когда я ощущаю желания другого человека сильнее, чем свои.
Грех - свои желания ощущать сильнее чужих.
Чудо - это когда я не вижу связи причины со следствием (проблема в незнании, а не в том, что происходит что-то сверхъестественное).
Свобода - это когда я могу подняться над своими желаниями.
Успех - это когда я ставлю перед собой правильную цель и вижу в себе силы и способности ее достичь».

Справка «КП»

Всемирный Совет Мудрецов (The World Wisdom Council) созван в 2004 году «Клубом Будапешта» (The Club of Budapest, Канада). Совет является неполитической общественной социально-культурной организацией, защищающей интересы человечества и всего живого на планете.

Задачи Совета:
Привлечение внимания общественности к опасностям и возможностям, заложенным в человеке в глобальном измерении;
Определение приоритетных областей, где индивидуальные и совместные меры необходимы в целях укрепления прогресса в достижении мира и стабильности в глобальном масштабе, а также на местном уровне;
Рекомендации по разработке индивидуальной и коллективной мудрости, определяющей действия, способные конструктивно изменить экономическую, социальную и экологическую среду.
Почетные председатели: Михаил Горбачев (Россия), Роберт Мюллер (Коста-Рика).

Жулдыз Алматбаева

Источник http://www.kp.kz/node/792

Для того, чтобы оставить комментарий к этому материалу, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru